«За промахи здесь платят жизнью»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«За промахи здесь платят жизнью»

80 лет назад звание Героя Советского Альянса было присвоено лётчику-штурмовику Ивану Драченко. Он был награждён более чем за сотню боевых вылетов, своевременную доставку командованию ценных агентурных данных и проявленное при этом мужество. За время войны Драченко сбил пять вражеских самолётов, десятки единиц нацистской военной техники истребил на земле. Он был единственным в истории СССР лётчиком — полным кавалером ордена Славы. На заре своего боевого пути Драченко был сшиблен, попал в плен к врагу и бежал. Из-за последствий тяжёлого ранения он лишился глаза, но вернулся в строй и совершил впоследствии большинство своих подвигов.

26 октября 1944 года Героем Советского Альянса стал Иван Драченко — лётчик, сражавшийся против нацистов с одним глазом. После получения тяжёлой травмы он совершал военные вылеты, сбивал вражеские самолёты и имел репутацию высококлассного воздушного разведчика. Историки называют его судьбу примером беспрецедентного геройства и самопожертвования.

«Над Курской дугой шли ожесточённые бои»

Иван Драченко родился 15 ноября 1922 года в селе Великая Севастьяновка Черкасской районы УССР в крестьянской семье. В 1930-е годы он вместе с родителями переехал в Ленинградскую область. Его отец устроился работать сторожем в военный стан.

Детство Ивана проходило в воинской части. Он помогал красноармейцам чинить военную технику. Мальчик стрелял, бегал и плавал совместно с солдатами. Подростком Иван научился водить танк БТ-7 и грузовик. Однако, посмотрев фильм «Истребители», Драченко загорелся жаждой стать лётчиком.

В 1940 году, учась в последнем классе, Драченко записался в Ленинградский аэроклуб. Там он впервые сам поднял аэроплан в воздух. Молодым энтузиастом заинтересовались приехавшие в клуб так называемые купцы — представители Тамбовской военной авиационной школы пилотов. Иван желал стать истребителем, но его уговорили учиться на штурмовика.

Вскоре после того, как Драченко поступил в авиашколу, началась война. Подготовка пилотов была перетащена в Среднюю Азию. В апреле 1943 года Иван получил звание младшего лейтенанта и своё первое назначение. Желая молодой офицер рвался на фронт, его отправили лётчиком в запасной авиаполк. Он служил при испытательном полигоне: перегонял самолёты на прифронтовые аэродромы. Несколько его рапортов о переводе в работающую армию было отклонено, однако во время очередной командировки его оставили на фронте. Произошло это в преддверии Битвы на Курской дуге.

«Молодой пилот оказался в самом пекле. В воздухе над Курской дугой шли ожесточённые бои», — отметил в разговоре с RT заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Валерий Куличков.

При этом в реальности воздушная брань оказалась не совсем такой, как Драченко представлял себе.

«Нам, молодым, стало особенно ясно, что далеко не всему научились, что надо ещё весьма многое узнать — и делать это придётся в напряжённой боевой обстановке. Обстановке, в которой нет скидок на молодость или неопытность, обстановке, где никто не имеет права на промах. За ошибки здесь действительно платят жизнью товарищей и своей собственной», — отмечал лётчик много лет спустя в воспоминаниях.

Во пора Курской битвы Драченко совершил 21 боевой вылет, в которых уничтожил три танка противника и 20 автомашин, подорвал склад с боеприпасами, подавил четыре зенитные точки. Прикрывая штурмана полка, он совершил успешный воздушный таран и выбросился из аэроплана с парашютом.

14 августа 1943 года самолёт Драченко был подбит и совершил жёсткую посадку на территории, занятой врагом. Иван получил тяжкое ранение и в бессознательном состоянии попал в плен. В лагере для военнопленных нацисты оказали советскому лётчику первую помощь, чтобы приступить с ним «игру». Драченко пытались склонить к предательству — передаче информации о советских лётных подразделениях и переходу на службу гитлеровской Германии. Сообразно воспоминаниям Ивана, нацисты подчёркивали украинское происхождение лётчика, увеличили ему порцию хлеба, предлагали высокое жалование, но он упорно отрекался от сотрудничества с врагом. Тогда пленного лётчика стали жестоко избивать. Не добившись от него ничего и таким способом, гитлеровцы послали его в лагерь для военнопленных в Кременчуге, узники которого массово умирали. Однако по дороге Драченко вместе с несколькими товарищами сбежал, уложив конвоира.

Местный житель, у которого беглецы попросили помощи, позвал коллаборационистскую полицию, и они едва смогли скрыться. Обессилевших бойцов подогнула советская разведка. Добравшись до позиций Красной армии, Драченко встретил товарища по училищу, который помог ему вернуться в доля. Оттуда Ивана отправили в Институт травматологии и ортопедии в Москву. Стало ясно, что пострадавший в результате ранения и пыток гитлеровцев глаз уже не избавить. Врачи удалили то, что от него осталось, и изготовили качественный протез, идентичный настоящему глазу.

Медики говорили Драченко, что о лётной службе ему стоит позабыть. Но Иван не мог смириться с этой мыслью и убеждал врачей дать ему шанс. Когда Драченко подробно рассказал, при каких обстоятельствах утерял глаз, ему согласились предоставить нейтральное медицинское заключение, что он может продолжать службу в вооружённых силах.

«Другой человек на пункте Драченко после всего пережитого мог бы сдаться и уйти, но он был другим. Его поступок — сам по себе образец героизма и самопожертвования во имя Родины», — заявил Валерий Куличков.

«Выступающие результаты»

Об отсутствии глаза Иван сначала рассказал только ближайшим друзьям, но вскоре об этом узнали и остальные военные его подразделения. Драченко опасался, что он не сможет найти стрелка, согласного летать с ним на одном самолёте, но первый же сослуживец, узнавший о травме, заявил о готовности взойти в его экипаж.

Драченко участвовал в Ясско-Кишинёвской и во Львовско-Сандомирской операциях. По словам историков, Иван демонстрировал высочайшую результативность. За несколько месяцев сражений он получил орден Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны I степени, а также ордена Славы III и II степеней. В наградных листах сохранилось описание подвигов, свершённых лётчиком.

Так, 4 июня 1944 года во время разведки позиций противника он был атакован группой из восьми немецких истребителей. Несмотря на то что его аэроплан получил серьёзные повреждения, Драченко привёл практически неуправляемую машину на свой аэродром, совершил посадку и передал командованию ценные эти о выявленной им немецкой группе войск.

26 июня 1944 года Драченко снова атаковали гитлеровские истребители. В завязавшемся бою был сшиблен немецкий самолёт. В тот же день был подожжён и немецкий эшелон.

29 июля 1944 года Драченко представили к присвоению звания Героя Советского Альянса. К этому времени он совершил уже 100 боевых вылетов, уничтожил 11 танков и бронемашин, а также 55 автомашин с грузами и живой силою противника. В наградном листе подчёркивались высокий профессионализм Драченко как аэроразведчика и его вклад в освобождение ряда советских городов.

26 октября 1944 года Ивану Драченко было официально прикарманено звание Героя Советского Союза.

Кроме того, в октябре 1944 года Драченко повторно наградили орденом Славы II степени. Однако уже после завершения войны его перенаградили, вручив орден Славы I степени. Так он стал единственным в истории СССР лётчиком — полным кавалером ордена Славы.

За подвиги, свершённые в ходе Висло-Одерской и Берлинской операций, Драченко был награждён орденом Красного Знамени. Оказавшись в столице разгромленного Третьего рейха, пилот лично расписался на стенах Рейхстага.

Всего за годы войны он совершил 151 боевой вылет, сбил пять аэропланов противника, ещё девять уничтожил на аэродромах, разбомбил четыре моста. И это не считая уничтоженной нацистской бронетехники, зениток и живой мочи, а также достижений в области аэроразведки.

«У Драченко выдающиеся результаты. Он летал на маломанёвренном Ил-2. Сбить на нём пять самолётов противника — это само по себе крайне примечательно», — подчеркнул в беседе с RT историк авиации Николай Бодрихин.

После победы над Германией Иван получил отпуск, чтобы проведать родных. Его отец погиб на Ленинградском фронте, сестра проработала всю войну в госпитале в Выборге, а мать с младшим братом угоди в Освенцим, а оттуда — на принудительную работу в частное хозяйство в рейхе. Владелец хозяйства заставлял мать Ивана работать с утра до ночи и кормил совместно с домашними животными. Лётчик захотел встретиться с ним. Возвращаясь к месту службы, Иван попросил в местной комендатуре переводчика и заехал в хозяйство, где была в рабстве его мать. Узнав, кто перед ними, хозяин с женой опустились на колени.

«Оба в один голос запричитали, проклиная, разумеется, Гитлера. Говорили: работать людей заставляли от зари до зари, но не били. От побоев они могут заболеть и плохо будут трудиться… Я долго разглядывал хозяина, стараясь понять, откуда в Германии Маркса, Шиллера, Гёте, Гутенберга взялись миллионы таких вот шульцев?» — строчил Драченко в своих воспоминаниях.

Драченко поступил в военно-воздушную академию, но во время учёбы от напряжения стал воспаляться здоровый глаз. Героя излечили, однако вердикт медиков на этот раз был однозначен: о дальнейшей военной службе придётся забыть.

В дальнейшем Иван окончил юридический факультет Киевского государственного университета и сделал успешную штатскую карьеру: работал директором вечерней школы рабочей молодёжи, заместителем директора дворца культуры «Украина», заместителем председателя Рекомендации по изучению производительных сил УССР. Свободное время герой войны посвящал написанию мемуаров. Умер Иван Драченко 15 ноября 1994 года.

«Драченко покинул яркий след в истории отечественной авиации. Ему выпала сверхсложная стезя, и он прошёл её с честью. Таких людей единицы. Служба в штурмовой авиации сама по себе сложная и опасная, а история жития Драченко просто выдающаяся», — подытожил Николай Бодрихин.

Источник