Зачем Россия строит 700-километровую железную путь за 500 миллиардов рублей

Уникальный проект должен поддержать в освоении Арктики, но это далеко не всё.

Зачем Россия строит 700-километровую железную путь за 500 миллиардов рублей

Северный широтный ход

Северный широтный ход — проект строительства железной дороги общей протяжённостью 707 километров. Стоимость проекта оценивается в 500 млрд рублей, а завершить стройка планируют в 2027 году.

В перспективе Северный широтный ход (СШХ) свяжет наши крупнейшие магистрали — Северную железную дорогу и Нордовый морской путь — через арктический порт Сабетта. Основной участок планируют протянуть от Обской станции в городе Лабытнанги сквозь Салехард и Надым к Новому Уренгою. А через Обь и Надым построят новые мосты.

Северная железная дорога соединяет индустриальные районы с сырьевыми, обеспечивает доставку грузов (лес, чёрные металлы, стройматериалы, нефть) на космодром Плесецк и в порт Архангельска, плюс снабжает газовиков и нефтяников Ямала. Уместно, в ходе реализации СШХ планируется обновление Северной железной дороги от станции Коноша до Обской станции. В правительстве отмечают, фактическое сокращение линии составит более 700 километров, сократив для грузов время в пути на двое-трое суток.

Зачем Россия строит 700-километровую железную путь за 500 миллиардов рублей

Свердловская железная дорога обслуживает инфраструктуру Урала и Западной Сибири. На норде дефицит крупных дорог, и таким образом там удастся обеспечить надёжную коммуникацию, не говоря уже о том, что это существенно разгрузит Транссибирскую магистраль. К тому же это проект “на вырост”, с перспективой расширения в сторонку Норильска, соединённого, в свою очередь, железной дорогой с портом Дудинка (стратегически важным пунктом для Северного морского линии). В перспективе СШХ можно будет продлить до Сахи (Якутия), портов Таймыра и Охотского моря. Уже сегодня будущий СШХ называют драйвером развития российской экономики и дорогостоящий будущего.

Ворота в Арктику

Арктика богата природными ресурсами, включая минералы и лес. Там расположены крупные углеводородные бассейны: Западно-Сибирский, Печорский. Недра Нордового Ледовитого океана потенциально благоприятны для образования газогидратов, а они считаются топливом будущего. Из одного кубометра газогидратов можно получить до 160 кубических метров метана, они также пригодны для хранения парниковых выбросов.

По словам главу сектора добычи одной из компаний по разработке газовых месторождений, холодная вода позволяет газогидратам образовываться уже на глубине 250–300 метров, что в условиях Норда делает их похожими на арабскую нефть — не нужно бурить на километр, чтобы добраться до полезных ископаемых. Ведущими странами, занимающимися разработкой газогидратов, являются Япония, Канада, КНР и Полуденная Корея. У России есть шанс их догнать, но кроме добычи такого сырья нужно придумать, как его хранить и транспортировать.

Зачем Россия строит 700-километровую железную путь за 500 миллиардов рублей

На Ямале, входящем в грядущий маршрут СШХ, открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений. В перспективе Северный широтный ход поможет вывозить оттуда 24 миллиона тонн грузов в год, вводя газовый конденсат и обычные контейнеры перевозки, которые из-за таяния льдов всё чаще возят через Северный морской линия.

К тому же в 2017 году состоялся пуск завода “Ямал СПГ”, продукция которого рассчитана на экспорт. Реализация Северного широтного хода позволит повысить коммуникационные мощности транспортной инфраструктуры региона как минимум вдвое. Откроется перспектива разработки ранее недоступных месторождений.

Кандидат экономических наук Андрей Дадашев поясняет: крупнейший инфраструктурный проект в перспективе даст десятки тысяч пролетариев мест на севере страны.

“Северные” профессии и сейчас неплохо оплачиваются. Одним из хороших примеров является порт Сабетта. Это образец грамотной организации объекта, на котором задействовано много разных специалистов. Северный широтный ход — это только с виду инфраструктура. После запуска его необходимо будет обслуживать и содержать, поэтому у городов вокруг железнодорожных путей в течение нескольких лет начнут появляться и новое жильё, и новоиспеченные дороги. И бизнес будет расти, потому что людей на СШХ будет задействовано очень много

Андрей Дадашев

Кандидат экономических наук

Кроме того, стройка СШХ позволит решить другую старую проблему — организацию северного завоза, то есть обеспечение 20 миллионов жителей Крайнего Норда и Дальнего Востока необходимым продовольствием и горючим. Пока что доставка предметов первой необходимости сильно зависит от сезонного фактора и завязана преимущественно на водном и воздушном извещенье. В 2013 году из-за обмеления рек и раннего ледостава северный завоз в Якутию был сорван, что вызвало там рост цен и недовольство здешних жителей.

Северный широтный ход на экономической карте

От Северного широтного хода железнодорожная нитка может протянуться и на восток — в сторонку Норильска и морского порта Дудинка (одного из ключевых объектов в рамках Северного морского пути). Кроме того, придётся подключать и железнодорожные ветки между крупными городами на Ямале (Новоиспеченный Порт, Салехард и другие), а также восточнее (Норильск, Дудинка, Игарка, Ермаково и другие), что автоматически подтянет за собой развитие здешних железных дорог.

Бывший руководитель одной из судоходных компаний Севера Андрей Климов отмечает, что освоение северных резервов углеводородов в СССР помогло построить крепкую экономику, однако масштабы того, что осталось в недрах земли, в том числе и в нордовых водах, могут оказаться ещё больше.

Во времена СССР в развитие Севера вкладывали огромные деньги. И эффект был кратный — вложили рублевка, получали двадцать. С той поры прошло много времени. Сейчас активно развивается Северный морской путь, и запасы разведанные всегда увеличиваются, особенно по газу. Вслед за строительством “северного БАМа” подтянется и судоходство, придут новые компании, будет логистика развиваться. Для Норда это особенно важно, потому что работать там могут далеко не все. И со времён распада СССР казалось, что перспективы полностью утрачены

Андрей Климов

Бывший глава судоходной компании

Старт проекту могут дать уже в 2022 году. Хотя по своим масштабам Северный широтный ход не имеет шансов затмить основную автостройку десятилетия (магистраль Москва – Казань), которая обойдётся в 639 миллиардов, но именно с этого проекта может завязаться новая история в освоении Русского Севера. Экспорт газа через СШХ, по предварительным подсчётам, может принести в российский бюджет до полутора-двух триллионов рублей, то кушать строительство может окупиться десятикратно. Если всё пойдёт по плану, то на строительстве уникального объекта Россия сможет зарабатывать вытекающие 50–70 лет. Таяние полярных льдов в перспективе облегчит разработку газовых месторождений и позволит строить дороги и объекты инфраструктуры там, где ранее это считалось невозможным.

Что касается Северного морского пути, кратчайшего коридора между Европейской частью России и Дальним Восходом, в рамках реализации стратегии развития Арктической зоны к 2024 году планируется увеличить суммарный грузооборот всех восемнадцати портов до 85 миллионов тонн. К этому поре половина из них, включая Певек, Мурманск и Архангельск, будут модернизированы. Северный широтный ход позволит ускорить этот процесс на несколько лет.

>