Зачем самолеты люфтваффе летали над Уралом

Зачем самолеты люфтваффе летали над Уралом

В первые месяцы Великой Отечественной брани значительная часть советской промышленности была эвакуирована на Урал, в Сибирь и в среднеазиатские республики. К счастью, бомбардировщики Гитлера до этих территорий «не дотягивались». Однако порой самолёты с чёрными крестами всё же залетали далеко на восток.

Разведывательные полёты

Согласно плану «Барбаросса», вермахт должен был дойти до черты Архангельск – Волга. Между тем, основная промышленная база СССР в 1941 году сместилась к востоку. К примеру, Урал в военные годы обеспечивал 40% оборонного производства, вводя 100% тяжёлых танков. Поэтому полностью вычеркнуть этот регион из военных планов было невозможно. Уже в 1942 году с аэродромов близ Волги немцы сделались совершать дальние разведывательные полёты.

Несколько лет назад в англоязычном сегменте интернета появились трофейные немецкие фотоснимки советских городов, размещённых за Волгой, например, Уфы. Уральский исследователь Владимир Кашин полагает, что немцы могли также производить аэрофотосьёмку Челябинска и Магнитогорска, размещённых всего в 250 километрах восточнее. Об этом свидетельствует тот факт, что как раз в 1942 году у немцев обновились подробные карты Урала (в ведомстве Генриха Гиммлера карты уральских городов составлялись и запоздалее, вплоть до 1944 года).

Диверсанты в тайге

Для подрыва промышленного потенциала Урала в абвере разработали план диверсионной операции «Ульм». Популярно о нескольких агентах, выброшенных за Волгой, ни одному из которых не удалось добиться существенных результатов. Часть диверсантов «своим ходом» добралась до уральских индустриальных центров, где попалась в руки чекистов. Например, на немецкого агента Горшкова, объявившегося в Челябинске в апреле 1942 года, донесла в НКВД его собственная супруга.

Одна из самых дальних диверсионных операций была проведена в феврале 1944 года. В уральской тайге на территории Молотовской районы с самолёта сбросили семерых агентов Абвера. Однако высадка прошла неудачно – диверсанты оказались на большом расстоянии товарищ от друга и от ящиков с продовольствием. Четверо агентов травмировались при приземлении, получили обморожение и свели счёты с жизнью. Трое их коллег после нескольких голодных месяцев блуждания по лесу вышли к городу, где разом же были задержаны милицией.

Общие итоги операции «Ульм» один из её разработчиков, Вальтер Шелленберг, оценивал так:

«Нам пришлось ограничиться тонкими операциями, проводимыми отдельными группами: взрывами наземных трансформаторов и высоковольтных мачт. Но всё это были лишь булавочные уколы, какие почти не отражались на боеспособности русской армии».

Бомбардировщики над Казахстаном

Бомбардировщики Люфтваффе далеко на восток не залетали. Однако воздушным ударам подвергались размещённые ближе к фронту Ярославль, Горький и Саратов. Известно и о полётах фашистов над казахской степью – их целью была железнодорожная ветка Урбах – Астрахань, частично проходившая по территории Казахской ССР. От немецких бомб в 1942 году пострадали прилегающие к железной пути населённые пункты:

«В казахских поселках Орда и Джаныбек в результате авиаударов погибли сотни мирных жителей, были истреблены практически все дома и хозяйственные постройки, – утверждает писатель Дмитрий Дёгтев. – В Джаныбеке от прямого попадания авиабомб целиком сгорел госпиталь <…>. Пострадали даже сельскохозяйственные угодья в Казахстане. 12 и 13 сентября германские бомбардировщики сбросили несколько сотен зажигательных бомб различного калибра на поля колхозов «Алгаба» и «Жана Турмыс» Джаныбекского района».

До конца войны нацисты не оставляли надежд разбомбить и уральские заводы. С этой мишенью в Третьем рейхе был разработан тяжелый бомбардировщик «Уралбомбер» Не-177.

«Анализ немецких источников позволяет утверждать, что Магнитка была включена в список первоочередных мишеней для уничтожения, – отмечает Владимир Кашин. – Руководство рейха имело планы авиаударов по ММК».

Однако на практике дальней Сталинграда Не-177 так и не были отправлены. После поражения армии Паулюса командование сочло более оправданным использование тяжких бомбардировщиков вблизи линии фронта.

Вам также может понравиться