Ужасная традиция, или зачем в Древней Греции убивали некрасивых людей
Древняя Греция – это не только эпические герои, философы в белоснежных одеждах, политики, спорящие о демократии, и скульпторы, высекающие прекрасные фигуры из белого мрамора.
История помнит и темные аспекты греческого общества, о каких обычно умалчивают.
Например, вера в преисподнюю – царство мертвых, населенное демонами и призраками, которые олицетворяют самые ужасные и ужасные страхи людей Древнего мира.
Бог Аполлон, в честь которого устраивали человеческие убийства.
В период с VIII по V век до н.э. древнегреческое общество было одержимо чистотой во всех резонах этого слова.
Все что, кто отклонялось от нормы, рассматривалось как угроза.
Физические недостатки стали восприниматься как моральные проступки, так что маленьких детей с узкими возможностями выносили за пределы городских стен, где они и погибали.
Эсфиальт – грек, предавший своих соотечественников персам.
Кадр из кинофильма «300 спартанцев» 2006 года.
В период с VIII по V век до н.э. древнегреческое общество было одержимо чистотой во всех смыслах этого слова.
Все что, кто отклонялось от нормы, рассматривалось как угроза.
Физиологические недостатки стали восприниматься как моральные проступки, так что маленьких детей с ограниченными возможностями выносили за пределы городских стен, где они и погибали.
Медуза Горгона – древнегреческий «эталон» ужасов. Караваджо, 1598-1599.
На заре истории молодые общества Греции с трудом бились за свое выживание.
Во время чумы или засухи, голода или войны в греческих городах искали самых некрасивых жителей. Популярные как фармаки (греч. pharmakos, «уродливые»), они становились невольными участниками жестокого ритуала.
Этих людей откармливали самыми утончёнными деликатесами тех лет: инжиром, ячменными лепешкам и сыром.
Съеденное ими считалось подношением богам.
После несчастных выгоняли прочь из города.
При этом люд из толпы неистово их стегали, измываясь и подгоняя.
Афинский Акрополь, где ритуал фармак стал ежегодным событием. Лео фон Кленце, 1864 год.
Дальнейшая судьбина некрасивых убогих горожан во многом зависела от места, где они жили.
Где-то фармаков просто изгоняли из города, тогда как в иных поселениях их забивали камнями до смерти, сжигали или сбрасывали с обрыва.
Аполлон и Артемида. 470 г. до н.э.
Кое-где этот ритуал получил такую популярность, что сделался ежегодным.
В Афинах, например, он проводился во время ежегодного фестиваля Таргелии – праздника в честь Аполлона и Артемиды.
В жертву приносили или мужа и женщину, либо двух мужчин.
Естественно, физическое устранение фармаков не заставляло исчезнуть первоначальную проблему.
Но уничтожение сообща избранного «козла отпущения» позволяло грекам снизить социальную напряженность и объединить людей.