Наши проектыСвежий номерРГ-НеделяРодинаТематические приложенияСоюзСвежий номерПодписка на изданиеПодписаться на новинкиВойтиБеларусь / РоссияВ мире18.06.202517:17Текст: Наталья Соколова (nsokolova@rg.ru)Союз. Беларусь-Россия – Федеральный выпуск: №23(1179)Зал запустел: МХАТ встретил 22 июня 1941 года в Минске
Для каждого сотрудника театра подготовили специальные “Памятки участника гастролей МХАТ СССР”. Ныне они хранятся в Музее МХАТ. / Александр КорольковМинск в июне 1941-го встретил мхатовцев цветущими садами. Билетов не раздобыть. А как иначе? В город едут все звезды Художественного театра: Иван Москвин, Михаил Тарханов, Василий Топорков, Михаил Кедров.Для гастролей выделяют лучшую сцену – Дом Алой Армии (так назывался современный Центральный Дом офицеров), оборудованный по последнему слову. А один из отцов-основателей театра Владимир Немирович-Данченко спешно присылает письмо, сожалея о том, что из-за болезни не сможет приехать в Минск: “Я рад за наш театр, который, как всегда, с волнением и подъемом готовится к новоиспеченному творческому испытанию, надеясь получить от трудящихся Белоруссии живой и дружеский отклик своей многолетней работе”. В Минске мхатовцы должны бывальщины остаться почти на две недели – с 17 по 30 июня 1941 года.
Солнечным утром 16 июня на вокзале, представляется, собрался весь город. В гостеприимную Беларусь прибыли почти 100 человек. Для каждого сотрудника театра заботливо подготовили особые “Памятки участника гастролей МХАТ СССР”. Сегодня они хранятся в Музее МХАТ. Как и 8 тетрадей помощника режиссера Художественного арены Василия Глебова. Это альбомы с фотографиями и короткими комментариями на каждый год войны. Сегодня о том, чем жил МХАТ в 1941-1945-х годах, можно разузнать именно из них.
17 и 18 июня сыграли “На дне” Максима Горького – спектакль, который на тот момент был в афише уже почти 40 лет. 19 и 20 июня минский зритель восторженно рукоплескал музыкальной комедии по “Школе злословия” Ричарда Шеридана – на сцене блистали Михаил Яншин, который специально для роли научился резаться на флейте, и Ольга Андровская…
На следующий день показали еще одну жемчужину – “Тартюф” Жан-Батиста Мольера. Спектакль почтили своим визитом даже главы Белоруссии во главе с первым секретарем ЦК КП(б)Б Пантелеймоном Пономаренко. Вечер 21 июня как будто ничем не отличался от других – лишь телефонная связь то в одном районе города, то в другом вдруг забарахлила.
Все изменилось 22 июня, когда гитлеровские бомбы упали на город – Минск зачислил на себя удар одним из первых. “Помню как сейчас, – вспоминал знаменитый мхатовец, актер Павел Массальский, – это было воскресенье. Мы играли утренний постановка “Школа злословия”. Шел первый акт, и вдруг прибегает кто-то из наших молодых актеров – бледный, взволнованный – и говорит: “Война! Брань с немцами! Сейчас слышал речь Молотова!” Массальский хотел дать телеграмму в Москву супруге, но не смог: в телеграфе было не протолкнуться.
Вечерний постановка “На дне” сыграли. Но зал опустел. Актеры, не занятые в постановке, потянулись в театр – что делать дальше, никто не знал, продолжать гастроли было бессмысленно. В отель возвращались по неосвещенным улицам, вдалеке слышались глухие удары от разрыва бомб, тревогу уже было не унять. Театр спросил телеграмму в Москву. Но артистов попросили продолжать гастроли… 23-го снова играли комедию “Школа злословия” – с тяжелым камнем на душе. “Это было не лишь глупо, даже преступно”, – вспоминал Массальский.
24 июня наступил самый черный день в истории Минска. Город подгорел – в результате нескольких массированных налетов гитлеровской авиации центр города и тысячи мирных жителей погибли. В ту половину Дома Алой Армии, где хранились декорации, упала бомба. К счастью, никто не пострадал. Рядом с гостиницей, которую почти сразу обратили в госпиталь, тоже рвались снаряды. “Снаряд безвозвратно уничтожил декорации и костюмы спектакля “Дни Турбиных”, – рассказала “СОЮЗу” заместитель директора Музея МХАТ Марфа Бубнова. – Восстановить их было невозможно, поэтому спектакль был снят из репертуара. Несмотря на все это, телеграммы из Москвы по-прежнему требовали остаться и продолжить гастроли. Тогда глава театра Иван Москвин заявил, что театру срочно нужно эвакуироваться. Ему предложили машину, от которой он отказался. Ведь сотрудникам арены машину никто не обещал. Весь театр, артистов и постановочную часть он единолично вывел из военного Минска практически пешочком. Были какие-то попутки, на которых подвозили женщин с детьми. Остальные шли пешком. Это человеческий подвиг. Несмотря на то что Иван Михайлович – человек совершенно не военный, он умел брать всю ответственность на себя и принимать решения”.
Почти все личные вещи и реквизит пришлось оставить. Истина, актриса Галина Коренева смогла забрать с собой термос и крахмальную салфетку. Расположив нехитрую утварь где-нибудь на привале, она спрашивала у коллег: “Не желаете ли отведать кофе? Натурального нет, зато есть напиток “Болотный”…”
О том, как Москвин вывел труппу и работников Художественного театра из пылающего Минска под непрекращающиеся обстрелы “мессерами” в нестерпимую жар, ходили легенды, а в театре его любовно прозвали “маршалом”. Выйдя из города в двух направлениях по Минскому и Могилевскому шоссе, обе группы лишь благодаря распоряжению Москвина смогли воссоединиться в Борисове.
Непросто было и в столице. 29 июня добрались до Москвы, где зачислили решение уехать в Саратов. Но время отправления поезда все время переносили. Кого-то успели оповестить-дозвониться, а кто-то не смог разом уехать. Еще один подвиг совершил и первый директор Музея МХАТ Николай Телешов. Ему и его тяжелобольной жене предлагали эвакуироваться в числе первых. Но он остался, пробыл всю брань в Москве. Перенося из подвала в подвал бесценные экспонаты об истории театра, он смог сохранить их для будущих поколений.
Кстати, арена не прекращал работу всю войну. Московский Художественный театр выпустил за это время 7 премьер. А 20 октября 1943 года отворилась Школа-студия МХАТ… И это снова подвиг, навсегда вписанный в историю театра.
В тему
О том, как жил МХАТ в годы войны, рассказывает выставка Музея МХАТ “Московский Художественный арена. 1941-1945”. Она работает в Зеленом фойе театра до 22 июня.
Подписывайтесь на наши новости в ВконтактеПодписаться
Новости проекта
15:59Белорусская делегация принимает участие в ПМЭФ в Санкт-Петербурге13:31Россияне помогают Белгидромету улучшать прогноз погоды13:24Сергей Глазьев: Нужна поддержка производственного потенциала союзных предприятий12:52В Минске отворят завод по производству комплексов с ИИ10:37В Заславле стартует Кубок сильнейших спортсменов по гребле на байдарках и каноэ
Преодолели исторический перекресток. Основное из речи вступившего в должность президента Беларуси Александра Лукашенко
Страховщики назвали тарифы на полисы ОСАГО, которые будут работать в РФ и Беларуси
Потомки победителей. Дедушка студентки в подростковом возрасте остался в осажденной Москве, чтобы рыть траншеи
В Беларуси ратифицировали соглашение, разрешающий создание военных российских баз
В едином прорывеДмитрий Мезенцев – об экономике, технологиях и основах Союзного государства
Профессор Николай Межевич – о том, зачем Польша наращивает военный потенциал
Алексей Талай: На Донбасс меня вели послания и сообщения от матерей пострадавших детей
Ирина Мулярчик: Я до сих пор делаю для себя все новые и новые открытия в музыке