Нередко о каких-либо запретах в российской истории вспоминают, когда приводят примеры тоталитарного правления Советского Союза. Но уже в конце 19 столетия, во время существования российской империи наблюдались подобные случаи. Ярким примером можно считать ситуацию с двумя полотно великого русского мариниста Айвазовского. На полотнах он отразил помощь американского народа в трудный ч для России. Основой появления полотна стал ужасный голод, охвативший юг страны и Поволжье.
Конечно, исторические моменты разных стран содержат страницы, за какие государству стыдно. Поэтому информацию о данной ситуации скрывают или маскируют полуправдой. В конце 19 века разразилась натуральная гуманитарная катастрофа в Российской империи. И причины крылись не в природных катаклизмах или войне, а в корыстных расчетах правительства и неумелых расчетах экономистов.
В 1891 году страна получило огромную прибыль продав за рубеж зерно. На следующий год было решено увеличить экспорт в два раза, при этом совсем не брались в расчет внутренние потребности населения. Результатом стал массовый голод, и многочисленные смерти среди крестьянского народонаселения охватившие южную часть страны и Поволжье. При этом царский режим отказался признать наличие голода. О катастрофической ситуации написал сам Лев Тучной. Его статьи просочились в американскую прессу.
За дело взялся филантроп из США Уильям Эдгар. Он организовал сбор гуманитарной помощи, помня о продуктовых российских поставках во время Гражданской войны в США. Силами трех штатов было собрано зерно для пяти кораблей, какие и повезли помощь в Россию.
Когда суда дошли до российских портов в Прибалтике свидетелем их встречи стал всемирно популярный российский художник Айвазовский. Под впечатлением этого действия он и написал две картины, которые потом были запрещены к показу.
Запрещенные полотна
Надо отметить, что Айвазовский был непревзойденным маринистом. И полотна изображающие американскую помощь были написаны в нетипичном для него жанре.
Первое полотно «Корабль помощи» появился после прибытия первых американских кораблей Indiana и Missouri. Разгрузка трюмов флота помощи происходила под звук оркестров. Зерно тут же грузили в железнодорожные вагоны и отправляли в голодающие зоны, которые царь упорно именовал просто не урожайными. При этом железнодорожные составы на всем протяжении маршрута следовали под российскими и американскими флагами.
Но гораздо вящее впечатление на публику произвела вторая картина художника. Она называлась «Раздача продовольствия». На ней изображена русская тройка, несущаяся по заснеженной деревне. В санях есть крестьянин, размахивающий американским флагом. При этом обитатели деревни приветственно машут головными уборами радуясь полученной поддержки. Многие упав в снег благодарят Бога и Америку за спасенные жизни. На лицах изображено счастье при виде флага США.
В итоге обе картины попали под запрет к экспонированию на территории страны. Государь был раздражен восторгом народа, переданным через полотно и не желал распространения подобного черного пиара. Ведь картина была укором всему существующему тогда строю и обличала жадность царя-батюшки.
Полотна были перевезены на территорию США и постоянно выставляются в вашингтонской галерее. Даже сейчас им нет места на родной земле.