Травяные воевали с белыми, красные с голубыми, черные не признавали никого…
Д. Шмарин. Белые пришли. Христос Воскресе.
Сто лет назад в Европейской доли России завершалась братоубийственная Гражданская война. В советской художественной литературе и кинематографе она упрощенно сводилась к борьбе своих (алых) против чужих – заклятых врагов пролетариата и трудового крестьянства (белых), которым помогали иностранные интервенты1. В действительности все было гораздо сложнее…
В выборе краски знамени люди тогда руководствовались нередко чувством и чутьем, а не разумом. Причем далеко не всех участников военно-политического противостояния можно однозначно причислить к "алым", "белым" или "зеленым", тем более что некоторые из них порой не раз меняли свои краски под воздействием объективных и субъективных обстоятельств2.
Эль Лисицкий. Плакат. Клином красным бей белых. 1920 г.
Большевики все окрашивали в красный краска
А началось все с февраля 1917 г., даровавшего населению России свободу. И это сладкое чувство будоражило и объединяло людей наряду с бесчисленными митингами, речами и демонстрациями. Их под красными знаменами и транспарантами проводили и большевики, и меньшевики, и эсеры, и беспартийные солдаты. Многие тогда вдруг "зарумянились". Даже Великий князь Кирилл Владимирович появлялся на публике с красным бантом. В апреле 1917 г. генерал Е.К. Миллер был истерт и арестован солдатами за приказ чинам вверенного ему корпуса снять красные банты3.
После захвата большевиками власти в Петрограде в крышке октября 1917 г. произошло окончательное размежевание политических сил, и Россия на несколько лет оказалась в состоянии острого гражданского противостояния. Противоборствующие мочи приобрели определенную цветовую символику, причем порой она распространялась из враждебного стана.
В большевистском лагере буквально все окрашивалось в алый цвет. Еще до октября 1917 г. сформировались отряды Красной гвардии. 15 (28) января 1918 г. появился Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Алой Армии (РККА), затем был создан Рабоче-Крестьянский Красный Флот. По воспоминаниям Емельяна Ярославского, бывшего тогда комиссаром Московского военного округа (МВО), автором идеи создания опознавательного знака в облике красной звезды с молотом, плугом и книгой стал Николай Полянский. Затем изображение книги исчезло с эскиза и описания красноармейского символа.
2 марта 1918 г. датируется распоряжение Чрезвычайного штаба МВО с описанием красной кокарды-звезды нового образца с молотом и плугом. Только с апреля 1922 г. приказом Реввоенсовета РСФСР изображение плуга на красноармейской звезде решительно сменил серп.
Уже с лета 1918 г. появились Почетные Красные Знамена, которыми награждались целые части молодой Алой Армии. В.К. Блюхера за поход по Уралу первым удостоили орденом "Красное Знамя" (Красного Знамени) РСФСР, учрежденным 16 сентября 1918 г. Лихих конников награждали красными шароварами, что показано в популярном кинофильме "Офицеры". В 1918-1919 гг. издавался советский сатирический журнал "Алый дьявол". Художник Эль Лисицкий создал плакат "Ударим красным клином по белым". 5 сентября 1918 г. Рекомендация Народных Комиссаров РСФСР принял постановление "О Красном терроре", главным орудием которого стала ВЧК. В отличие от "белоснежного" и "зеленого" террора, он отражал официальную партийно-государственную политику.
Командир 1-го Дроздовского стрелкового полка А.В. Туркулв в конфигурации с красными погонами. Рисунок.
Цвета "своих" и "чужих" использовались в известном приказе № 1423 Реввоенсовета (РВС) Западного фронта (командующий Михаил Николаевич Тухачевский, выходец из обедневшего смоленского дворянства) от 2 июля 1920 г.: "Алые солдаты! Пробил час… Войска Красного Знамени и войска гниющего белого орла стоят перед смертельной схваткой…"4.
Музей-диорама "Вятка. 1917 год". Отворён к 60-летию Октябрьской революции. Фрагмент.
Белыми были даже немцы и поляки!
В большевистских материалах разного рода по касательству к своим главным противникам употреблялись наименования "белогвардейцы", "белогвардейщина", "белоказаки", а в бытовой окружению – "белогады", "беляки". М.А. Булгаков назвал свой роман о событиях Гражданской брани на Украине "Белая гвардия". В политическом лексиконе большевиков присутствовали не только "русские белогвардейцы", но и "немецкие белогвардейцы", а также "белополяки" и "белофинны". Военно-революционный комиссариат зоны Великих Лук телеграфировал 28 марта 1918 г. в Петроград: "…Во всей полосе, прилегающей к демаркационной линии, крестьяне озлоблены грабительством немецких и русских белогвардейцев и их наемников, вооружаются и расправляются с грабителями круто"5.
Впрочем, сами участники антибольшевистской войны не очень любили называть себя во время Гражданской войны "белыми". Словосочетания "Белое дело", "Белоснежное движение" получили распространение в их среде главным образом в эмиграции.
"Русская жизнь того периода (лето 1918 г.) являет разительную отклонение народной психологии, вытекавшую из недостаточно развитого политического и национального самосознания русского народа, – отмечал один из лидеров Белоснежного движения Антон Иванович Деникин (1872-1947). – На огромном пространстве страны возник десяток правительств и десяток армий, отмеченных всеми красками политического спектра, начиная с Красной и кончая Южной. Все они проводили мобилизации на занятых ими территориях. Во все шел народ – с превеликим нежеланием, оказывая инертное, очень редко активное сопротивление, но все же шел и воевал, проявляя то высокую доблесть, то постыдное малодушие, бросал "побежденных" и переходил к "победителям" и менял алую кокарду на трехцветный угол и, наоборот, как будто это были украшения форменной одежды…"6.
У белых флаги бывальщины и зеленые, и желтые, и даже… красные.
Генерал-лейтенант К.В. Сахаров, воевавший в годы Гражданской войны в Сибири, так характеризовал политические расположения местного крестьянства: "… Нам, батюшка, все равно, что красный, что белый, никакой разницы!" Сначала это возмущало до глубины дави, позднее сердило. Но, когда разъяснилось, и возмущение, и обида исчезли – только жалость осталась к ним, нашим серым русским крестьянам, и сочувствие к нам, русским белым войскам, и жалость к рядовым сермяжным красноармейцам. Белые воюют против красных, а красные против белоснежных и воюют страшно, упорно, до смертного конца. А за что? Чего добиваются? Это-то крестьянской массе было и непонятно. За что воевали белоснежные? За Россию? А разве красные не русские, не такие же там полки, батареи и сотни?"7.
Одним из символов Белого движения сделался российский триколор. Воины Добровольческой армии носили на рукаве трехцветный (бело-сине-красный) шеврон[8]. На большевистском плакате адмирал А.В. Колчак изображен на престоле в белом мундире с трехцветной перевязью и с трехцветным знаменем. Триколор стал восприниматься населением России как символ старого, царского порядка. Вместе с тем у дроздовцев иной раз были и красные погоны, у марковцев- черные.
А мусульманские дружины Сибири, входившие с осени 1919 г. в армию Колчака, использовали травяные знамена c золотистым исламским полумесяцем. В газете "Русское дело" 26 октября 1919 г. писали: "Всходят мусульманские дружины Зеленого знамени, одушевляемые теми же великими идеалами религии, государственности и национальности, которые светят нам на линиях нашего возрождения. Зеленое знамя пророка поднято против красного флага большевиков, который всюду несет с собой разрушение права и страны, безрелигиозный нигилизм и разгром национальной культуры". Знамена зеленого цвета имелись и в мусульманских конных частях Алой Армии.
До весны – лета 1918 г. в большевистской печати политические противники советской власти нередко окрашивались в желтый краска ("желтая пресса" и др.). Однако желто-черные монархические флаги не пользовались особой популярностью в Белом движении. Под таким флагом и лозунгом "За Веру, Царя и Отечество" выступала летом 1918 г. лишь так именуемая Астраханская армия, за которой стояло германское командование. Ее вербовочный пункт одно время находился даже в Киеве.
Подчеркивая преемственность с идеями революционного февраля 1917 г., антибольшевистское самарское правительство (официальное наименование "Комитет членов Учредительного собрания", сокращенно – Комуч) уже 14 июня 1918 г. издало приказ № 19 о снабжении долей своей Народной армии красными знаменами с надписью "Вся власть народу – власть Учредительному собранию". Председатель Комитета членов Учредительного собрания, образный эсер Владимир Казимирович Вольский (1877-1937) считал красное знамя "символом борьбы всех угнетенных против большевиков и немцев"9. Однако в глазах народонаселения оно прочно ассоциировалось уже только с большевиками и с их репрессивной политикой, поэтому некоторые люди даже возмущенно кричали: "Долой эту алую тряпку!"
Ношение погон и кокард старой армии народоармейцам первоначально запрещалось. Их опознавательными знаками одно пора являлись георгиевская ленточка на фуражках и нарукавные повязки белого цвета. Но затем в Народной армии Комуча допустили и ношение погон, и российский триколор.
Черноволосое знамя украинских анархистов.
Черный цвет анархистской стихии
Черный цвет чаще всего ассоциировался с анархистами. "Все обездоленные и неимущие – братья! К нам – под черноволосое знамя Анархии", – призывала 30 сентября 1917 г. Федерация анархистов-коммунистов г. Харькова. После октября 1917 г. анархисты, выступавшие с заявкой третьей революции, стали создавать весной 1918 г. вооруженные отряды Черной гвардии. Однако 11-12 апреля 1918 г. отряды ВЧК прочертили операцию по разоружению и роспуску отрядов Черной гвардии в Москве. Один из деятелей анархистского движения Генрих Маркович Богацкий, являвшийся во пора Октябрьского переворота 1917 г. членом Петроградского ВРК, протестуя против разгона отрядов Черной гвардии в Москве, выпустил в мае 1918 г. один-единственный номер газеты "Черное знамя"10.
Нестор Махно в 1917 г. возглавил группу Черная гвардия в родимом селе Гуляй Поле Екатеринославской губернии. Анархисты из махновского движения, выдвигавшие лозунг "Бей красных, пока не побелеют, бей белоснежных, пока не покраснеют!", как бы то ни было, воевали вместе с частями РККА против деникинцев в 1919 г., освобождали Екатеринослав, а осенью 1920 г. участвовали в разгроме Врангеля в Крыму. На анархистских черноволосых знаменах можно было увидеть изображения черепа с костями11.
Кадр из фильма "Адъютант его превосходительства".
С черноволосым цветом отождествлялись не только анархисты. Согласно передовой статье большевистской газеты "Правда" за 20 июля 1918 г., "из травяных попугаев либерализма" кадеты "превратились в черных воронов монархической реставрации". На страницах советской прессы времен Гражданской войны нередко встречались словосочетания "люди черного контрреволюционного дела", "черноволосое воронье", "черное войско", "черная армия", "черноволосая реставрация". В свою очередь, политические противники в конце 1917-1918 г. иногда сравнивали большевиков с "черноволосой сотней", называя их "черно-красными", а иногда даже "голубой армией" (по аналогии с краской царских жандармов).
Бело-зеленое знамя 16-го Ишимского Сибирского стрелкового полка армии Колчака.
"Зеленые" – сами по себе
Со преходящ Гражданской войны участников антиправительственного крестьянского движения традиционно именуют "зелеными", поскольку им приходилось нередко скрываться в лесах.Эти стихийные массовые выступления крестьян были направлены как против белых, так и против красных. Статья под заголовком "Зеленая армия", подписанная инициалами Н.Т., появилась в "Правде" 13 мая 1919 г. Полковник (затем генерал-майор) Нордового корпуса белых Станислав Никодимович Булак-Балахович (1883-1940) в 1919 г. призывал крестьян и красноармейцев:
"Оставляйте алый фронт и организуйте дезертирские и зеленые отряды". Однако сами анархисты именовали "зелеными" дезертиров, укрывавшихся в лесах от мобилизации в Алую или белые армии. Всероссийский повстанческий комитет революционных партизан, находившийся на подпольном положении в Москве, обращался в октябре 1919 г. с лозунгом: "Зеленоармейцы! Бросьте нейтральное поле, вступайте в ряды партизан для борьбы с красной и белой реакцией"12.
Вопреки старым необъективным штампам, "зеленые", сражавшиеся и с красными, и с белыми, не были противниками социалистического выбора и не желали возвращения к старым порядкам времен самодержавной власти. Их идеалом являлся народный демократический социализм, избавленный от большевистских перегибов и репрессий против трудового народа, а основным лозунгом – "За Рекомендации без коммунистов!".
"Зеленый" террор был не менее жестоким, чем "белый" и "красный". Особым зверством выделялись сибирские партизаны, натерпевшиеся как от колчаковцев, так и от бесчинств большевистских продотрядчиков. Антибольшевистские отряды крестьян Тюменской губернии, именовавшиеся Общенародной армией, действовали зимой-весной 1921 г. под знаменами разного цвета, с разной символикой и разными лозунгами: красным знаменем с черноволосым крестом ("Мы боремся за хлеб. Не гноите его в амбарах"); черным знаменем ("С нами Бог и царь Михаил-II"); травяным знаменем, символизировавшим зеленые поля ("Долой коммунизм"); российским триколором с пунцовыми цветами. Причем поднявшиеся жестоко расправлялись не только с коммунистами, красноармейцами, советскими милиционерами, но и с представителями немногочисленной местной интеллигенции (учителями и учительницами, телеграфистками и т.д.)13.
Флаг "Лазурный армии".
И немного голубого…
В апреле 1920 г. из советского плена удалось бежать бывшему сотнику колчаковской армии Евгению Лукичу Мировицкому, разрешившему продолжить борьбу с большевиками и ставшему инициатором создания Голубой национальной армии Всероссийского Учредительного собрания. "Голубоармейцы", костяк каких составляли оренбургские казаки, действовали главным образом на территории Челябинской губернии, выступая за беспартийность, ликвидацию Красной Армии и незамедлительный созыв Учредительного собрания. Но в начале 1921 г. "Голубая армия" была разгромлена частями особого направления (ЧОН), под руководством секретаря Челябинского губкома РКП(б) Р.И. Эйхе.
Генерал П.Н. Врангель на Графской пристани в Севастополе перед посадкой на пароход. 1920 г.
Военно-революционные ураганы 1917-1922 гг. являются трагической страницей нашей истории, под которой давно пора подвести черту, воздвигнув символический монумент примирения, скажем, у Графской пристани Севастополя, откуда отплывали в изгнание под напором Красной Армии остатки белой Добровольческой армии генерала П.Н. Врангеля. Ныне российский триколор и Андреевский военно-морской флаг мирно уживаются с красным знаменем Вооруженных Сил России. И современные объективные историки, обогащенные знанием разноплановых ключей, могут и должны показать политическое многоцветье сил, противоборствовавших в России в период Гражданской войны, не упрощая ситуацию и не сводя ее к войне только между Белой и Алой розами.
1. Посадский А. Гражданская война: новый взгляд // Исторические исследования в России – III. Пятнадцать лет спустя / Под ред. Г.А. Бордюгова. М.: АИРО- XXI, 2011. С. 212-223; Морозова О.М. Антропология штатской войны. Ростов-на-Дону, 2012. С. 516-518.
2. Символическая политика. М., 2012; Душенко К.В. Красное и белое: из истории политического языка. Сб. статей. М., 2018. С. 9-90; Дьячков В.Л. Три краски Гражданской войны // Гражданская война в российской истории: взгляд через столетие: материалы Всесоюзной научной конференции, г. Москва, МПГУ, 20 апреля 2018 г. М., 2018. С. 92-122.
3. Колоницкий Б.И. Символы воли и борьбы за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2012.
4. Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. М., 2004. С. 71.
5. Российский государственный военный архив. Ф. 3. Оп. 1. Д. 21. Л. 91-92.
6. Деникин А.И. Очерки русской смуты. СПб., 2010. Т. II. С. 294.
7. Сахаров К.В. Белоснежная Сибирь. Внутренняя война 1918-1920 гг. Мюнхен, 1923. С. 256-258.
8. Черемухин В.В. К вопросу о национальном флаге: триколор в годы революции и штатской войны // Власть и общество России: кризисы и пути взаимодействия. Конец – начало XXI в. Декабрьские научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына. 17 – 19 декабря 2018 г. М., 2019. С. 151-159.
9. Вестник Комуча. 1918. 19 июля.
10. Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. М., 1999. Т. 2. С. 61, 372, 374, 395.
11. Кравец Ю.П. Знамена повстанческой армии Н. Махно. 1918-1921 гг. // Музейний вiсник. Запорiжжя. 2007. N 7.
12. Посадский А.В. Травяное движение в Гражданской войне в России. Крестьянский фронт между красными и белыми. 1918-1922 гг. М., 2018.
13. Сибирская Вандея. 1920-1921. В 2 т. / Под ред. А.Н. Яковлева; сост. В.И. Шишкин. М., 2001. Т. 2. С. 643-687.