«Злобный дух в виде человека»: как Мартин Лютер бросил вызов католической церкви
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Злобный дух в виде человека»: как Мартин Лютер бросил вызов католической церкви

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Злобный дух в виде человека»: как Мартин Лютер бросил вызов католической церкви

Global Look Press 10 декабря 1520 года проповедник Мартин Лютер прилюдно сжег буллу Папы Римского, судившую его действия и угрожавшую ему отлучением от церкви. Он обрушился на Святой Престол с жесткой критикой и призвал к Реформации католической церкви. В высших политических сферах тогдашней Европы у Лютера нашлись как противники, так и сторонники, разделившие его идеи. В конечном итоге действия богослова привели к необратимым последствиям как для христианской веры, так и для всего мироустройства.

«Злобный дух в виде человека»: как Мартин Лютер бросил вызов католической церкви

      Профессор богословия из университета Виттенберга в Германии Мартин Лютер являлся одним из основоположников протестантизма – ныне второго по числу приверженцев курсы христианства. В первой половине XVI века он возглавил религиозную революцию, вошедшую в историю как Реформация: Лютер выступил убежденным противником средневековых институтов римско-католической храмы. В 1517 году он составил 95 тезисов, осуждающих ее за коррумпированную практику торговли индульгенциями, молитвами за умерших и т. д. Последующие труды Лютера были не менее революционны и оказали огромное влияние на становление протестантизма и зарождение капиталистической формации.

      Реформация совместно с Высоким Возрождением и распространением идей гуманизма открыли новую эру человечества — Новое время.

      Лютер не признавал посредников между Господом и человеком, отвергал церковную иерархию и деление общества на мирян и священников. Он также отрицал высший авторитет Папы Римского в проблемах веры и морали и полезность таинств, не сопровождавшихся верой.

      Вслед за жившим веком ранее чешским проповедником Яном Гусом Лютер кинул вызов Святому Престолу. Его борьба достигла кульминации к 1520 году. В одном из споров Лютер назвал Римскую храм сплетением обманов, а самого папу – воплощением антихриста. Свои мысли он зафиксировал в сочинении под названием «О Вавилонском пленении храмы». В нем он также изложил свои соображения по поводу преобразования церкви. Реформатор призвал прекратить пожертвования в пользу Ватикана, потребовал убавить количество обедней, постов и паломничеств к святым местам. Кроме того, по мнению Лютера, у понтифика необходимо было отобрать все владения и преимущества. На взгляд проповедника, все различия между мирянами и священниками подлежали уничтожению.

      В ответ папа Лев X 15 июня 1520 года выпустил буллу, в какой предавались проклятию 41 положение из сочинений Лютера. В документе перечислялись ошибки богослова, несущие в себе «пагубный яд» и «починявшие позор христианской религии и ущерб ортодоксальной вере», поэтому «ни при каких обстоятельствах их нельзя более терпеть или обходить вниманием».

      Труды проповедника подлежали сожжению, а сам он отлучался от церкви в случае, если в течение 60 дней не отречется от своих убеждений. Германским волям папа приказал арестовать Лютера и его соратников, после чего доставить их в Рим. Единого мнения по поводу папской буллы в Германии не очутилось. Одни города послушались папу и сожгли сочинения. В других, напротив, даже не обнародовали содержание послания.

      10 декабря 1520 года, в девять часов утра, Лютер вышел к Эльстерским воротам Виттенберга в компании студентов и профессоров здешнего университета.

      Сторонники реформатора разожгли большой костер. Лютер собственноручно бросил в огонь сочинения о правах папы, в том числе и каноническое право всей вселенской храмы, а также сочинения своих противников и папскую буллу.

      «Так как преогорчил ты Святого Божия человека, то и тебя да преогорчит и да сожжет пламя вечный», — воскликнул он.

      Решительные действия Лютера шокировали и восхитили его современников. До него практически никто в средневековой Европе не решался на то, чтобы отворено бросить вызов самому Папе Римскому. В христианстве усугублялся раскол, хотя папство и не рассматривало его тогда всерьез. Почитается, что два этих события – отлучение Лютера от церкви Папой Римским Львом X и демонстративное сожжение богословом папской буллы – сделались началом Контрреформации.

      «Это был решительный шаг к отпадению Лютера не только от римской, но и от самой вселенской церкви, с которой связующим звеном служат еще для Рима каноны апостолов, соборов и святых пап, — отмечал русский проповедник XIX века Николай Флоринский в своем труде «Согласно ли с Евангелием действовал и учил Лютер». – Но беда свершилась не для одной добровольно отвалившейся от церкви личности реформатора. От пламени Лютерова костра должен был возгореться факел страшных междоусобных войн в Западной Европе первоначально за веру, после за само устройство государственной жизни. В реформации церковной, задуманной Лютером, полагались семена для революций государств Западной Европы».

      В своем очередном сочинении теолог призвал монахов и монахинь отречься от ложных обетов, покинуть монастыри и вступить в брак.

      В 1521 году папа издал новоиспеченную буллу, отлучавшую Лютера от церкви. Уладить конфликт взялась светская власть в лице императора Священной Римской империи Карла V. Он потребовал реформатора в Вормс для формального суда, пообещав ему через курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого личную безопасность. На Вормсский рейхстаг съехались князья, герцоги, графы и высшее духовенство. От Лютера потребовали публично отречься от своих взоров – еретических с точки зрения католической церкви. Ему стало не по себе в такой компании. Он пришел в робость и просил извинить ему как монаху незнание придворных этикетов. На раздумье Лютеру дали сутки. На второй день он выступил с ответом: «Если не представят мне подтверждений из священного писания или других ясных и неопровержимых доказательств, то не могу и не хочу отречься». Вошли в историю слова реформатора, произнесённые в окружении из высших светских и духовных лиц: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог».

      Лютер ожидал, что ему придется разделить участь Гуса, какого вызвали на Констанцский собор, обвинили в ереси и сожгли на костре. Однако Карл V сдержал свое слово, хотя представитель Папы Римского убеждал императора подхватить Лютера. К богослову приставили надежных проводников из Вормса. Вместе с тем Карл V издал эдикт, объявивший Лютера еретиком и правонарушителем. Он был поставлен вне закона. Издание и распространение его трудов запрещалось. Согласно эдикту, предоставление Лютеру убежища или другой помощи расценивалось как правонарушение против империи.

      «Лютер, не как человек, но как злой дух в виде человека, долгое время скрывался от других людей под монашеской рясой, собирал распроклятые ереси в одну вонючую яму и сам придумал многие новые ереси: никто не должен принимать Лютера к себе в дом, или во двор, ни поить, ни кормить его, никто не должен покупать, торговать, читать, держать при себе, переписывать, печатать, ни давать другим его книги», — говорилось в эдикте.

      Выступление реформатора на Вормсском рейхстаге всколыхнуло общенародные массы.

      Вместе с тем после публикации эдикта на сторонников Лютера обрушились репрессии. Первыми мучениками Реформации стали два монаха, каких сожгли в Голландии по предложению папского легата.

      Впрочем, у Лютера нашлись и могущественные покровители. Правящие слои поняли выгоду Реформации для себя. Отречение от католицизма освобождало их от воли папы. Кроме того, с падением авторитета Святого Престола в глазах подданных усилился бы авторитет светской власти. А отрицание монашества повергло бы к секуляризации монастырских владений.

      Поддержку Лютеру оказал Фридрих Мудрый. Его люди похитили проповедника на пути из Вормса и спрятали в замке Вартбург, где тот занялся переводом Библии на немецкий стиль. Сам курфюрст Саксонский приказал слугам не сообщать ему местоположение Лютера, чтобы не выдать его, если бы об этом попросил Карл V. Теолога держали как пленника под именем юнкера Георга, но обращались с ним хорошо. После неожиданного исчезновения Лютера пошел слух, что его забрал сатана. Однако скоро начали являться новые сочинения: стало понятно, что реформатор жив.

      В 1525 году он отказался от монашеской клятвы и вступил в брак с бывшей монахиней Катериной фон Бора. У них родилось шестеро детей.

      Благодаря могущественным покровителям из германских королевских домов, Лютер избежал аутодафе. Он помер в 1546 году от болезни.

      Источник

      >