«Золотая» секрет затонувшей нацистской субмарины, или Куда накануне капитуляции следовала подлодка Гитлера

«Золотая» секрет затонувшей нацистской субмарины, или Куда накануне капитуляции следовала подлодка Гитлера

Разом по окончании Второй Мировой появились охотники за затонувшими субмаринами и подводные кладоискатели. Осенью 1986-го после многолетних розысков датчанину Oлe Енсену удалось обнаружить нацистскую подлодку «U-534». Судно лежало на дне пролива Каттегат, соединяющего Северное и Балтийское моря. Енсен ведал, что в отсеках предположительно находится золото и секретная документация. И ему не терпелось прикоснуться к затонувшей тайне.

Засекреченная операция и неизвестный груз на борту

«Золотая» секрет затонувшей нацистской субмарины, или Куда накануне капитуляции следовала подлодка Гитлера
Возвышенная подлодка. /Фото: thehulltruth.com

U-534 ничем не выделялась среди нацистской армады вплоть до начала сорок пятого. К крышке войны, как только фашистская Германия посыпалась под ударами советской и союзных армий, командовавшему субмариной приказали перебазироваться. В провальном для нацистов апреле командир U-534 Герберт Ноллау пришёл в Киль, на основную немецкую базу подводного флота. Команду причалившей к берегу 70-метровой лодки заменили новым экипажем. К ночи 4 мая 1945-го на военно-морскую базу гитлеровцев пришёл некий груз. Командиру приказали приступить к немедленной погрузке на борт подлодки. Вскоре герметичные алюминиевые сосуды очутились на борту.

Перед самым рассветом субмарина с таинственным грузом покинула базу, устремившись курсом на пролив между Швецией и Данией. Но длинно оставаться незамеченной у субмарины не вышло, а заметившие судно в надводном положении рыбаки передали информацию в королевские ВВС. Посланные для погони патрульные самолёты быстро обнаружили лодку в Каттегате. U-534 шла в голове конвоя, сформированного тремя новейшими немецкими субмаринами. Несколькими штурмами с воздуха подлодка U-534 была бескомпромиссно повреждена. Отсеки быстро заполнились морской водой, и Ноллау вместе с выжившим экипажем пришлось экстренно эвакуироваться на спасательных шлюпках.

Находка подлодки и вести о золоте

«Золотая» секрет затонувшей нацистской субмарины, или Куда накануне капитуляции следовала подлодка Гитлера
Подводные работы дайверов. /Фото: 3.bp.blogspot.com

Когда в 1986-м аквалангист обнаружил желанную «U-534», кругом этого события зародилась интрига. Слухи о спрятанном в субмарине золоте (по самым смелым предположениям на 10 миллионов долларов) не подавали покоя журналистам. Но лодка находилась на 60-метровой глубине, и ее покрывал толстый слой ила, водорослей и рыбацких сетей.

Енсен несколько раз погружался собственно, тщательно обследуя судно снаружи и фотографируя. Ему удалось поднять на поверхность часть гидрокомпаса и перископа. Такие вещдоки уверили специалистов в том, что они имеют дело именно с «U-534». А вот с золотом можно было определиться лишь подняв огромное судно на поверхность. А это было затратно и механически, и финансово. Труды оценили в более чем 3 млн датских крон. Одни только подготовительные процессы обещали затянуться на многие месяцы.

Изыскивая необходимые оружия, Енсен в тандеме с журналистом Квистом обратились в Би-би-си и известные радиокомпании. В итоге проектом заинтересовался крупный датский бизнесмен и издатель Карстон Рей. В случае успешно проведенных мероприятий ему сулила как минимум широкомасштабная реклама. Но подготовка заволоклась, и «У-534» поднялась на поверхность только в августе 1993-го.

Что нашли в лодке

«Золотая» секрет затонувшей нацистской субмарины, или Куда накануне капитуляции следовала подлодка Гитлера
Подъем подлодки. /Фото: thevintagenews.com

При первом же осмотре сделалось понятно, что драгоценностей на борту нет. Зато был обнаружен капитанский сейф с кучей документов, пленок и рукописных дневников, изъятых архивариусами из спецлужб. Потому можно только предполагать, какую информацию содержала находка.

Датские историки допускают, что записи касались тайных гитлеровских сценариев на случай завершения войны. К примеру, планы рейха по заключению сепаратного мира, акценты взаимоотношений Германии с влиятельными государствами; имена пособников нацистов из Великобритании, США, Франции и вероятно даже чертежи разрабатываемого секретного немецкого оружия. Но где же золото из алюминиевых ящиков? На допросах немцы в один голос ратифицировали, что в ящиках банально перевозились зенитные снаряды. Историки предположили, что сразу же после крушения «U-534» в квадрат прибыла водолазная команда, какая изъяла ценный груз.

Версии относительно маршрута следования и «личный конвой Гитлера»

«Золотая» секрет затонувшей нацистской субмарины, или Куда накануне капитуляции следовала подлодка Гитлера
Лодку распилили на несколько долей, /Фото: live.staticflickr.com

Относительно маршрута, по которому следовала субмарина, есть две основные версии.

Если верить первой, то «U-534» заключалась в так называемом «личном конвое Гитлера». Его члены в количестве нескольких десятков подводных судов были задействованы в секретной операции «Огненная земля». На командиров с экипажами возлагалась ответственность за успешную доставку значительных грузов или же первых лиц Третьего рейха на секретные базы Латинской Америки. При этом все еще достоверно неизвестно, как много лодок эвакуировались к южноамериканским берегам, какие грузы им удалось вывезти и сколько высокопоставленных нацистов неслись морем еще задолго до капитуляции. Известны лишь факты ликвидации союзниками немецких субмарин возле Бразилии в 1943-м.

Вторая версия тоже имеет свою подоплеку. В 1963-м полярные пилоты СССР зафиксировали в районе Северной земли гитлеровскую метеорологическую станцию. В том же году у Неелова залива, что в устье реки Лены, была замечена бочка с соляркой под немецкими надписями. Неподалеку нашли останки моряка с отличительными знаками военного кригсмарине. Сегодня исследователи все еще не хватаются утверждать, кем достоверно был моряк и как его тело оказалось на необитаемом побережье. Но существуют предположения, что он состоял в подразделении, обслуживающем засекреченную военно-морскую базу. Вероятно, туда и могла направляться U-534, чтобы выгрузить золото, документы и, захватив особо значительных персон, отбыть к американским берегам.

В 1993 году поднятая со дна подводная лодка отправилась на металлолом. Но нашлись спасатели из общества сохранения кораблей, какие вызвались выкупить судно. После несложных процедур судно перевезли в Великобританию в качестве раритетного экспоната. На сегодняшний день подводную ладью распилили на несколько частей и разместили в музее.

А вообще затонувшие атомные субмарины представляют опасность для всего мирового океана. Потому что реактор от подводной ладьи важно правильно остановить.