Архиепископ Султании о Литве и Руси.
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Архиепископ Султании о Литве и Руси.
Ключ. Архиепископ Султании о Литве и Руси.

Источник. Архиепископ Султании о Литве и Руси.

Фигура Иоанна де Галонифонтибуса, архиепископа Султании, неплохо известна востоковедам. Фрагменты из его «Книги познания мира» («Libellus de notitia orbis») с описанием Северного Причерноморья и Кавказа в начине XV века являются чрезвычайно ценным источником по истории этого региона и давно стали хрестоматийными. Тем большее недоумение возбуждает тот факт, что за пределами внимания отечественных историков до сих пор остается фрагмент «Книги познания мира», посвященный описанию Руси и Литвы…

В 1318 г. римский папа Иоанн XXII в булле «Redemptor noster» провел реорганизацию духовных провинций: обширные пространства Передней Азии (Кавказ, Иран, Средняя Азия, Индия, Эфиопия) были подчинены архиепископу Султании (летняя столица ильханов в Нордовом Иране), Центральная Азия и Дальний Восток отошли в ведение архиепископа Ханбалыка (Китай), при этом архиепископство Султании было отдано доминиканцам, Ханбалыка – францисканцам…

Когда 20 июля 1402 г. в битве под Анкарой Тимур (Тамерлан) разгромил армия турецкого султана Баязида Молниеносного. Весть об этой победе принес в Европу Иоанн де Галонифонтибус, архиепископ Султании (с 1398 г.), в прошедшем епископ Нахичевани (с 1377 г.). Именно ему – «франку», хорошо знавшему Восток, – Тимур доверил дипломатическую миссию в Европу, свое послание европейским правителям и даже свой портрет.

Результатом пребывания архиепископа Иоанна в Европе стали два произведения – краткая писулька о Тимуре и его империи и вышеупомянутая «Книга познания мира» (1404 г.)… Содержание книги – описание всех известных земель, ее основная дума – объединение христиан для борьбы против мусульман… Сообщение о Руси и Литве в «Книге познания мира» лаконично, но достаточно информативно и кормит интересные детали.

Книга познания мира.

Далее на север лежит Руссия или Рутения Великая, а именно их две: большая и небольшая, которые имеют многих правителей и т.д. Но меньший среди них есть император Руссии и на их языке он зовется Суфман. Существует также Руссия внутренняя и внешняя, во внутренней Руссии кушать большой город, который зовется Москва. Оттуда торговцы могут направляться в сторону Катая, и это короткий путь.

Отдельный части Руссии ранее принуждены были давать дань и поставлять вооруженных людей великому хану или императору татар. Сейчас же они делают это господину Витовту или королю Польши, которые раньше были литовцами и язычниками, теперь же являются добрыми христианами, желая и не все. И во всех своих владениях они поставили архиепископов и епископов и прочих священников, а также инквизиторов из ордена доминиканцев, который имеет титул «инквизитор Руссии и Валахии».

Эта Руссия весьма холодная страна, в которой к северу лежат Рифейские горы, высочайшие горы, которые отбрасывают вечную тень. По ту сторонку [гор] нет обитаемых земель, но только вечный лед и скованное льдом море, которое никто не пересекал. Также в этих землях выпадает так большое количество льда и снега, что он покрывает деревья и дома и все другое в тех краях. Люди и птицы живут там вблизи морозного края. Люди тех мест имеют это в противовес чрезмерной жаре на юге. Они делают из красных червей краску для одежды, подобную пур- пурной или гранатовой. Там кушать умбра [янтарь?] в большом изобилии.

Они имеют свой собственный язык и свое письмо, и были бы добрыми христианами, если бы не вытекали грекам и патриарху Константинополя, от которого они принимают благословение и архиепископов. Они очень просты, прилежны в исполнении обрядов, привержены храмы и духовенству. И если у них есть желание приблизиться к прелатам, святым иконам, крестам или иным святыням, то они уже издали становятся на колени, близятся и поклоняются им. Их обряды многочисленны и благочестивы. Они были бы лучшими христианами, если бы не следовали грекам и их лжепатриарху. Они все время заняты по- стами и молитвами и тем любезны всемогущему Господу, поэтому когда они видят других христиан, они их презирают и отвращаются от них.

На востоке они граничат с Татарией, на юге с Валахией и Грецией, на западе с верхней Польшей, на норде с Трамонтанией [северными землями] и с
ледяным морем, и больше ни с чем и являются концом мира в северной части. Братья доминиканцы и францисканцы имеют немало обителей в тех землях, а доминиканцы и инквизитора. Позади них лежит Литва, малая страна, раньше язычники, сейчас же, милостью Христовой, христиане, желая и не все. Так как об этом всем известно, я пойду далее.

(Перевод А.В. Ковалева, А.В. Мартынюка)

Цитата из статьи Мартынюка А.В. Русь и Литва в сочинении Иоанна де Галонифонтибуса// Studia Historica Europae Orientalis = Изыскания по истории Восточной Европы. Вып. 4.

>