"Дух вольности" в Великом княжестве Литовском.
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
"Дух вольности" в Великом княжестве Литовском.
“Дух вольности” в Великом княжестве Литовском.

“Дух вольности” в Великом княжестве Литовском.

1549 год. «О Литве…Народ плачевен и угнетен тяжелым рабством. Ибо любой, в сопровождении толпы слуг войдя в жилище крестьянина, может безнаказанно творить, что ему угодно, грабить и забирать необходимые в житейском обиходе предметы и даже жестоко избивать крестьянина если тот вдруг откажется отдавать. Поэтому-то деревни располагаются вдалеке от дорог. Крестьянам без даров прегражден путь к господам, какое бы они ни имели до них дело. А если их и допустят, то все равно отсылают к должностным лицам и начальникам. И если те не получат подношений, то не разрешат и не постановят ничего хорошего.

Этот порядок существует не только для простонародья, но и для дворян, если они хотят добиться чего-нибудь от вельмож . Я сам слышал, как одинешенек высший чиновник при молодом короле сказал следующее: «В Литве всякое слово — золото». Они ( Это значит: никого не выслушают и никому не помогут без денежек. Бедняки) платят королю ежегодно денежную подать на охрану границ королевства. Помимо оброка они еще работают на господ шесть дней в неделю потому в доме обычно двое хозяев (wirt): один для работы на господина, другой — на себя. Если у господина гости или свадьба либо ему предстоит отправиться ко двору или куда-либо еще, то на деревню ставят (дать) столько-то гусей, кур, овец и прочего; наконец, при женитьбе или смерти жены, равно как и при рождении или кончине детей и после исповеди, они обязаны уплатить известную сумму приходскому священнику.

Многим может показаться удивительным и даже невероятным, как бедняки еще умудряются существовать; это при том, что в любой день могут нагрянуть татары или московиты и пленить его совместно с женой и детьми. Со времен Витольда вплоть до наших дней они пребывают в столь жестоком рабстве, что приговоренного к смерти заставляют по распоряжению господина казнить самого себя и собственноручно себя вешать. Если же он вдруг откажется сделать это, то его жестоко высекут, бесчеловечно истерзают и все равновелико повесят. Вследствие такой строгости бывает, что судья или назначенный для (разбора) дела начальник только пригрозит виновному, начни тот мешкать, или просто скажет «Поспеши, господин гневается», как несчастный, опасаясь жесточайших побоев, кончает жизнь петлей.»
Сигизмунд Герберштейн “«Писульки о Московии»”

1551 год. «Шляхтичи считают крестьян рабами или скотиной. Ни один тиран не имеет большей силы над жизнью и смертью несложных людей, чем та сила, которую дают шляхтичам законы. Шляхтичи бесчинствуют, убивают горожан и крестьян, относятся к ним, как к собакам… Сколько у панов подданных, столько у них и неприятелей»
Анджей Фрич-Моджевский «Об исправлении государства»

1562 год. «Разве не тяжело трудятся подданные на своих панов здесь, у нас в Литве, и в Польше, и, как правило, без передышки? Разве не платят тяжелых налогов? Эти несчастные едят, как свиньи, мякину, а зерно вынуждены продавать на уплату чиншев, серебщизны и иных поборов и оплат».
Симон Будный «Об оправдании грешного человека пред Богом»

1568 год. Паны пользуются «правом жизни и кончины над крестьянами… часто приказывают их немилосердно мучить, иногда даже вешают и… безо всякой причины убивают… Смело можно произнести, что во всем мире нет невольника более несчастного, чем польский кмет (в некоторых вариантах перевод звучит так: не найдется более горемычного и неимущего крестьянина, чем крестьянин Великого княжества Литовского)»
Фульвио Руджиери «Донесение папе римскому в 1568 г.»

1575 год. «Пан считает хлопа не человеком, а скотом, убийственно обходится с подданными, отбирает их поля… обременяет непосильными работами, взимает огромные штрафы, подвергает тяжкому заключению, избивает, истязает, подрезывает жилы, метит, обходится с ними хуже, чем татары»
Джироламо Липпомано «RELAZIONI DEGLI AMBASCIATORI. Elenco dei testi pubblicati».

1588 год. «…Будет вольно и сейчас каждому пану подданного своего непослушного так а духовных, как и в светских делах по своему усмотрению наказать». Источник цитаты: Глава III, статья 3. Статут ВКЛ (1588).

1597 год. «…паны не лишь отбирают у горемычного крестьянина все, что им заработано, но и убивают его, если захотят и как захотят».
Петр Скарга «Сеймовые речи»

>