«Колотили всех»: кто утопил вертолет, полный детей
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Якутское управление штатской авиации

Паспортная вместимость этого вертолета действительно составляла всего восемь человек — один пассажир справа от пилота и семь пунктов в пассажирской кабине, поэтому человеку, знакомому с ним, сложно представить себе 28 человек, загруженных в эту тесную машину.

Однако собственно столько пассажиров оказались в вертолете ровно 50 лет назад, когда с Ми-2, исправно трудившимся на местных авиалиниях СССР уже восемь лет,

случилась первая и самая крупная по числу жертв авиакатастрофа.

Случилось это вечером 29 мая 1969 года в Олекминском районе Якутской АССР, у поселка Даппарай. Поселок есть на берегу реки Лена, напротив него — протяженный остров Кыллах.

Весной 1969 года из-за паводка случилось подтопление острова Кыллах, его жители были временно эвакуированы на другой берег, в село Даппарай. Когда вода почивала, людей было решено вернуть обратно на остров при помощи вертолета.

В тот день в районе работал Ми-2 Маганского Объединенного авиаотряда Укутского управления штатской авиации под управлением командира Бориса Ипполитова и штурмана Анатолия Нечаева.

Экипаж Ипполитова выполнял полеты по патрулированию лесов и сервису районной паводковой комиссии. Днем вертолет пять раз летал по району для определения точек будущего бомбометания по затору льда в зоне острова Кыллах. После этого по заданию паводковой комиссии экипаж был направлен на работы по переправке ранее вывезенного народонаселения из Даппарая.

Вертолет приземлился у берега Лены, и командир приказал штурману контролировать посадку людей, не допускать их приближение к хвостовому винту, и разрешил посадить в вертолет одного взрослого и не немало 15 детей дошкольного возраста. Однако Нечаев за посадкой не следил и не сообщил руководившим операцией милиционерам о максимальной загрузке вертолета. Несмотря на то, что в вертолете очутились трое взрослых и 19 детей и машина взлетела со значительной перегрузкой, полет закончился благополучно.

Отсутствие контроля за посадкой перед вторым рейсом повергло к тому, что в вертолет набились уже

26 пассажиров — 7 взрослых и 19 детей. Перегрузка составила 475 кг.

Вертолет с трудом откололся от земли, завис на высоте полуметра, развернулся и начал набирать скорость в сторону реки, до которой было всего 12 метров.

Долетев до кручи, вертолет потерял так называемую воздушную подушку, — эффект, хорошо знакомый всем вертолетчикам. Он заключается в увеличении подъемной мочи вблизи поверхности земли благодаря уплотнению воздуха под несущим винтом.

Потеряв таким образом часть подъемной мочи, вертолет просел, задев хвостовым винтом за берег реки, в результате чего винт разрушился. Машина начала обращаться влево, рухнула на лед, опрокинулась на левый борт и спустя 10 минут затонула.

В результате погибли 25 пассажиров вертолета: 6 взрослых, 8 школьников и 11 детей дошкольного года.

Ипполитову и Нечаеву удалось покинуть тонущий вертолет, также спаслась еще одна женщина, по неподтвержденным данным, она была воспитателем здешнего детского сада.

«Колотили всех»: кто утопил вертолет, полный детей

Якутское управление гражданской авиации

Известно, что Ипполитов был молодым пилотом, четыре года назад закончил Сасовское летное училище и имел налет 1976 часов, из них на самолете Як-12 1168 часов, на вертолете Ми-1 705 часов, а самостоятельный налет на Ми-2 — итого 7 часов.

«Расследованием установлено, что за время учебы в летном училище и работы в ЯУГА пилот подвергался серьезным дисциплинарным взысканиям (внушение за употребление спиртных напитков и снятие с летной работы за посадку вне полосы)», — говорилось в материалах дела.

Кроме того, введено, что Ипполитов по «своим деловым и моральным» данным вообще не мог привлекаться к самостоятельным вылетам, а его подготовка проведена с нарушениями, однако посылать на такие труды было просто некого — пилотов не хватало.

Непосредственной причиной авиакатастрофы стало грубое нарушение экипажем заявок наставлений по производству полетов, выразившееся в недопустимой перегрузке и выборе неверного направления взлета. О дальнейшей судьбе экипажа и уцелевшей дамы достоверно не известно.

На одном из якутских интернет-форумов приводятся воспоминания очевидцев трагедии. Одни говорят, что пилотов заставляли подыматься с перегрузом местные жители чуть ли не под угрозой оружия, другие — что выжившим пилотам едва удалось избежать линчевания на сберегаю от обезумевших родителей.

«А спасшуюся воспитательницу сильно после этого невзлюбили, и она была вынуждена переехать в другую деревню, — написал одинешенек из пользователей. — Били всех, и пилотов, и воспитательницу».

Как бы то ни было, известно, что пилот до суда не дожил, он умер при невыясненных обстоятельствах во пора следствия (в 80-е годы ходили слухи, что покончил с собой), а штурман был осужден на восемь лет.

Это крушение стало одной из крупнейших вертолетных крушений в СССР, похожая случилась 14 декабря 1992 года, когда при эвакуации из осажденного абхазского города Ткуарчал в сбитом вертолете Ми-8 погибли свыше 80 человек, преимущественно ребята.

Источник

>