Якутское управление штатской авиации
Паспортная вместимость этого вертолета действительно составляла всего восемь человек — один пассажир справа от пилота и семь пунктов в пассажирской кабине, поэтому человеку, знакомому с ним, сложно представить себе 28 человек, загруженных в эту тесную машину.
Однако собственно столько пассажиров оказались в вертолете ровно 50 лет назад, когда с Ми-2, исправно трудившимся на местных авиалиниях СССР уже восемь лет,
случилась первая и самая крупная по числу жертв авиакатастрофа.
Случилось это вечером 29 мая 1969 года в Олекминском районе Якутской АССР, у поселка Даппарай. Поселок есть на берегу реки Лена, напротив него — протяженный остров Кыллах.
Весной 1969 года из-за паводка случилось подтопление острова Кыллах, его жители были временно эвакуированы на другой берег, в село Даппарай. Когда вода почивала, людей было решено вернуть обратно на остров при помощи вертолета.
В тот день в районе работал Ми-2 Маганского Объединенного авиаотряда Укутского управления штатской авиации под управлением командира Бориса Ипполитова и штурмана Анатолия Нечаева.
Экипаж Ипполитова выполнял полеты по патрулированию лесов и сервису районной паводковой комиссии. Днем вертолет пять раз летал по району для определения точек будущего бомбометания по затору льда в зоне острова Кыллах. После этого по заданию паводковой комиссии экипаж был направлен на работы по переправке ранее вывезенного народонаселения из Даппарая.
Вертолет приземлился у берега Лены, и командир приказал штурману контролировать посадку людей, не допускать их приближение к хвостовому винту, и разрешил посадить в вертолет одного взрослого и не немало 15 детей дошкольного возраста. Однако Нечаев за посадкой не следил и не сообщил руководившим операцией милиционерам о максимальной загрузке вертолета. Несмотря на то, что в вертолете очутились трое взрослых и 19 детей и машина взлетела со значительной перегрузкой, полет закончился благополучно.
Отсутствие контроля за посадкой перед вторым рейсом повергло к тому, что в вертолет набились уже
26 пассажиров — 7 взрослых и 19 детей. Перегрузка составила 475 кг.
Вертолет с трудом откололся от земли, завис на высоте полуметра, развернулся и начал набирать скорость в сторону реки, до которой было всего 12 метров.
Долетев до кручи, вертолет потерял так называемую воздушную подушку, — эффект, хорошо знакомый всем вертолетчикам. Он заключается в увеличении подъемной мочи вблизи поверхности земли благодаря уплотнению воздуха под несущим винтом.
Потеряв таким образом часть подъемной мочи, вертолет просел, задев хвостовым винтом за берег реки, в результате чего винт разрушился. Машина начала обращаться влево, рухнула на лед, опрокинулась на левый борт и спустя 10 минут затонула.
В результате погибли 25 пассажиров вертолета: 6 взрослых, 8 школьников и 11 детей дошкольного года.
Ипполитову и Нечаеву удалось покинуть тонущий вертолет, также спаслась еще одна женщина, по неподтвержденным данным, она была воспитателем здешнего детского сада.
Якутское управление гражданской авиации
Известно, что Ипполитов был молодым пилотом, четыре года назад закончил Сасовское летное училище и имел налет 1976 часов, из них на самолете Як-12 1168 часов, на вертолете Ми-1 705 часов, а самостоятельный налет на Ми-2 — итого 7 часов.
«Расследованием установлено, что за время учебы в летном училище и работы в ЯУГА пилот подвергался серьезным дисциплинарным взысканиям (внушение за употребление спиртных напитков и снятие с летной работы за посадку вне полосы)», — говорилось в материалах дела.
Кроме того, введено, что Ипполитов по «своим деловым и моральным» данным вообще не мог привлекаться к самостоятельным вылетам, а его подготовка проведена с нарушениями, однако посылать на такие труды было просто некого — пилотов не хватало.
Непосредственной причиной авиакатастрофы стало грубое нарушение экипажем заявок наставлений по производству полетов, выразившееся в недопустимой перегрузке и выборе неверного направления взлета. О дальнейшей судьбе экипажа и уцелевшей дамы достоверно не известно.
На одном из якутских интернет-форумов приводятся воспоминания очевидцев трагедии. Одни говорят, что пилотов заставляли подыматься с перегрузом местные жители чуть ли не под угрозой оружия, другие — что выжившим пилотам едва удалось избежать линчевания на сберегаю от обезумевших родителей.
«А спасшуюся воспитательницу сильно после этого невзлюбили, и она была вынуждена переехать в другую деревню, — написал одинешенек из пользователей. — Били всех, и пилотов, и воспитательницу».
Как бы то ни было, известно, что пилот до суда не дожил, он умер при невыясненных обстоятельствах во пора следствия (в 80-е годы ходили слухи, что покончил с собой), а штурман был осужден на восемь лет.
Это крушение стало одной из крупнейших вертолетных крушений в СССР, похожая случилась 14 декабря 1992 года, когда при эвакуации из осажденного абхазского города Ткуарчал в сбитом вертолете Ми-8 погибли свыше 80 человек, преимущественно ребята.