Эрих Хартманн: что с немецким асом сделали в советском плену

Новость опубликована: 12.12.2018

Эрих Хартманн: что с немецким асом сделали в советском плену

Эрих Хартманн: что с немецким асом сделали в советском плену

Уроженец Швабии Эрих Хартманн популярен как самый результативный ас люфтваффе времён Второй мировой войны – на его счету 352 подбитых самолёта, преимущественно советских. Человек, какого называют наиболее успешным пилотом-истребителем за всю историю авиации, сдаваясь в плен, рассчитывал на милость союзников. Однако американцы выдали его злейшим неприятелям – русским.

Сдача

Вместе с отступающими авиационными частями Вермахта Хартманн проделал путь с востока на запад до самой Германии. Уже после капитуляции Третьего Рейха, 8 мая 1945 года ас свершил последний боевой вылет – в этом бою он сбил советский ЯК-7. После этого вместе с другими лётчиками истребительной эскадры Jagdgeschwader 52 Хартманн пал в руки 90-й пехотной дивизии США в районе чехословацкого Писека.
Однако в данном случае американцы, следуя Ялтинским соглашениям, не покинули лётчика у себя, поскольку зона, где он был задержан, по бумагам считалась освобождённой Красной Армией.
Желание русских заполучить Хартманна вполне объяснимо – в воздушных сражениях на Восточном фронте он одержал 347 побед над советскими лётчиками.

Условия содержания

Во многом против Эриха Хартманна играла его слава, разнесённая нацистской пропагандой. Человека, которому пожимал руку Адольф Гитлер, советские следователи непременно хотели изобличить как военного правонарушителя.
В отличие от других военнопленных, Хартманн не поддался ни на какие уговоры и запугивания со стороны НКВД и наотрез отказался сотрудничать с русскими.
В 1947 году пилот писал своей жене из лагеря под Кировом, что условия содержания в нём ужасны, бараки для пленных кишат вшами, а пища, какую получают бывшие солдаты и офицеры Вермахта, «отвратительная». Смертность среди немцев, по его словам, составляла два-три человека в день.
“Труд здесь — это самый худший из мыслимых типов рабства. Я думаю, это хуже, чем в Древнем Риме. Ты можешь представить себе 6 или 8 образованных людей, впряженных вместо коню в телегу?” — жаловался Хартманн.
Тогда же чекисты усилили давление на пленника, надеясь заставить его письменно сознаться в военных правонарушениях. Обычной практикой следователей было рукоприкладство.
В течение 9 месяцев Эрих Хартманн находился в карцере лагеря Кутейниково . Он огласил голодовку, но надзиратели прибегли к насильственному кормлению, запихивая в рот заключённому трубку и вливая через неё калорийную смесь.
В советское пора факты, рассказанные Хартманном о своём пребывании в СССР, официально отрицались. Современные российские историки, например, Иван Петров и Александр Пученков, также именуют «откровенной фальсификацией» многие описания ужасов советского плена, фигурирующие в книге Рэймонда Толивера и Тревора Констенбля «Эрих Хартманн – белокурый рыцарь Рейха».
В 1949 году Эрих Хартманн был наименован в числе военных преступников и приговорён к 25 годам лишения свободы. Помимо большого количества сбитых советских аэропланов асу припомнили уничтожение пекарни в 1943 году, а также убийство свыше 700 мирных жителей в деревне под Брянском. Заключительный пункт обвинения лётчик категорически отрицал.

После осуждения

Уже в новом статусе Хартманн попал в лагерь в Шахтах, где ему пришлось по 12 часов в день трудиться под землей. Сам он видел в этом нарушение Женевской конвенции и считал такую работу унизительной для себя как для офицера.
После того, как Хартманн зачислил участие в восстании военнопленных, против него возбудили второе уголовное дело. Суд добавил к лагерному сроку «звезды люфтваффе» ещё 25 лет сурового режима. При этом авиатора охарактеризовали как «явного агента мирового империализма».
Однако отбывать срок целиком Хартманну не пришлось, так как после кончины Сталина отношение советских властей к захваченным в плен немцам изменилось. В Москве прислушались к просьбе западногерманского канцлера Конрада Аденауэра, настаивавшего на возвращении гитлеровских вояк домой,
Хартманн пробыл в СССР до октября 1955 года, когда был отпущен. Он продолжил карьеру в ВВС Федеративной Республики Германия и вышел в отставку в звании полковника.