Иван Калабушкин: как летчик-истребитель сшиб пять самолетов

Новость опубликована: 13.05.2017

Иван Калабушкин: как летчик-истребитель сбил пять самолетов
Иван Калабушкин: как летчик-истребитель сшиб пять самолетов

Иван Калабушкин: как летчик-истребитель сбил пять самолетов в первый день войны

22 июня 1941 годя советский пилот Иван Калабушкин в воздушных боях над Брестом уничтожил два гитлеровских «Юнкерса», столько же «Мессершмиттов» и «Хейнкель». Всего же на личном военном счету героического пилота, прошедшего всю войну и совершившего свыше 350 боевых вылетов, было 15 единиц сшибленной вражеской техники.

Пылающее небо над Брестом

Родился героический советский летчик Иван Калабушкин в крестьянской семье. Он окончил фабрично-заводское училище и рабфак. В 1936 году Калабушкина призвали в армию. Смышленого парня зачислили в Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков.

Войну Калабушкин встретил, будучи лейтенантом 123-го истребительного полка, и в первоначальный же Великой Отечественной принял участие в воздушных боях с гитлеровскими асами в небе над Брестской крепостью. Звено истребителей И-153 «Чайка» под командованием Калабушкина атаковало группу бомбовозов Ju-88 («Юнкерсов»). «Чайки», перед тем как начать бой, по примеру звеньевого набрали высоту и оказались над вражескими самолетами.

Калабушкин точным пулеметным огнем поразил ведущий «Юнкерс»., затем, совершив воздушный маневр, сбил второй бомбардировщик. Еще несколько гитлеровских машин истребили товарищи лейтенанта. Немецкие летчики запаниковали, бесцельно сбросили бомбы и развернули свои самолеты. У советских истребителей на тот момент уже заканчивались топливо и боеприпасы, потому они не преследовали вражеские самолеты.

После дозаправки звено И-153 снова поднялось в воздух. В том бою Калабушкин сбил еще один вражий самолет, зайдя в хвост противнику.

Третье воздушное сражение с участием звена лейтенанта произошло вечером 22 июня. «Чайка» Ивана Николаевича пошла в фронтальную атаку на группу гитлеровских Ме-109 («Мессершмитт»). Совершив головокружительный вираж и снова оказавшись в хвосте истребителя, советский пилот поразил его пулеметным огнем. Еще один такой маневр — загорелся очередной «Мессер», подбитый Калабушкиным.

В том бою лейтенанта тяжело ранило в обе ноги, и он еле долетел до своего аэродрома. Итого 123-й истребительный полк в первый день Великой Отечественной войны уничтожил в небе над Брестом 30 вражеских стервятников.

«Алый плуг» подарил самолет

Восстановление после ранения в подмосковном госпитале заняло немного времени – уже в июле 1941 года пилот настоял, чтобы его направили на фронт в свою часть. Калабушкин начал осваивать новый истребитель Як-1.

В конце июля свыше 20 гитлеровских бомбовозов и истребителей атаковали советский аэродром. Звено Як-1 под командованием Ивана Николаевич вступило в сражение с самолетами противника. В этом бою Калабушкин сшиб «Хейнкель», но досталось и его истребителю. Летчик выпрыгнул из объятого пламенем самолета с парашютом. С ранениями и ожогами лейтенант снова угодил в госпиталь.

Второй раз Калабушкина подбили в октябре 1941 года под Юхновым – вражеский снаряд пробил масляный бак истребителя. Скакать с парашютом было рискованно — немцы легко расстреляли бы парашютиста в воздухе. Калабушкин с трудом посадил самолет на болото во вражьем тылу. Четверо суток лейтенант шел к своим, сменив военную форму на гражданскую одежду, которую ему дала крестьянская семейство. Товарищи тем временем считали Ивана Николаевича погибшим.

В начале весны 1942 года старшего лейтенанта Ивана Калабушкина за геройство и мужество, проявленные в воздушных боях, удостоили звания Героя Советского Союза. К тому времени на личном счету пилота были уже восемь сбитых вражеских самолетов. Односельчане из колхоза «Красный плуг», узнав из газет о такой высокой награде земляка, скопили 125 тысяч рублей для постройки Калабушкину именного самолета. Вручал сыну истребитель, построенный на одном из волжских заводов, его папа Николай Дмитриевич.

Эскадрилья Ивана Калабушкина в составе полка ПВО охраняла Москву от налетов вражеской авиации, а также совершала штурмы на гитлеровские аэродромы, участвовала в других рейдах в тыл противника. К весне 1945 года гвардии майор И. Н. Калабушкина имел на своем счету немало 350 боевых вылетов, в которых он сбил 15 фашистских истребителей и бомбардировщиков. Помимо Звезды Героя на груди Ивана Николаевича, не находя медалей, красовались два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Красной Звезды.

В конце Великой Отечественной брани Калабушкина направили в Военно-воздушную академию. Сначала боевой летчик учился сам, потом стал наставником молодого поколения воздушных бойцов. Иван Николаевич закончил Академию Генштаба, командовал дивизией, а впоследствии и армией. По состоянию здоровья (сказывались полученные ранения) в 49 лет генерал-майор Калабушкин вырван был уйти в запас, но продолжал работать на гражданских специальностях. Умер Герой Советского Союза в 70-летнем возрасте. Иван Калабушкин был траурен на одном из кладбищ Санкт-Петербурга.


Ответить