Какие мультфильмы собственного производства напугали руководство СССР

Новость опубликована: 12.01.2019

Какие мультфильмы собственного производства напугали руководство СССР

м/ф Ваше здоровьеКакие мультфильмы собственного производства напугали руководство СССР

Запрещение анимационных фильмов, в отличие от игрового кино, в СССР был редкостью: обычно «сомнительные» проекты «Союзмультфильма» сворачивались ещё на стадии производства. Несколько всё же угодивших на полку после завершения съёмок мультфильмов нельзя считать полностью запрещёнными – они были показаны через несколько лет. Однако есть и анимационные ленты, которые стали доступны публике только после распада Советского Союза. Что же в них не понравилось цензуре?

1949 год: «Скорая поддержка»

В 1949 году советские мультипликаторы сняли десятиминутную сатирическую ленту на актуальную политическую тему. По сюжету, в стране, где существуют нищие и оборванные зайцы, с невиданной скоростью распространяется газетное сообщение: благодаря щедрости бизнесмена Удава каждому кривой будет выдано «по семь новых шкур». Это вызывает ликование среди длинноухих. Однако их радость была недолгой. Повсюду являются странные плакаты, гласящие «Курите сигареты!», «Каждому зайчонку – морковную тушёнку!», а сам «план мистера Удава» на деле оказывается хитроумной западнёй, лишающей зайцев последних пожитков.

Как рассказал в статье в «Киноведческих записках» сотрудник НИИ киноискусства ВГИКа Георгий Бородин, полотно, высмеивающая американский план Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе, была запрещена лично министром кинематографии Иваном Большаковым. Мультфильм был наименован «идейно порочным» и «антихудожественным». В бумаге за подписью Большакова подчёркивалось, что авторы «грубо исказили» и «вульгаризировали» тему «реакционной империалистической политики».

В чём собственно это проявилось, не совсем понятно: в целом, как показал в герменевтическом исследовании профессор Александр Фёдоров, «Скорая помощь» близка по художественному замыслу и воплощению к иным антизападным мультфильмам 1949 года («Мистер Уолк» и «Чужой голос»). Есть версия, что лента не понравилась собственно кому-то из высокопоставленных чиновников.

Для сценариста Александра Медведкина «Скорая помощь» осталась единственной «пробой пера» в анимационном жанре, однако он продолжил снимать политизированные пропагандистские кинофильмы, по большей части документальные. А режиссёрская карьера Ламиса Бредиса, ранее снявшего, например, мультфильм «Дядя Степа», на этом закончилась. В дальнейшем он был лишь художником-мультипликатором и преподавателем на анимационных курсах при студии «Союзмультфильм». Сейчас «Скорая поддержка», сохранившаяся в фондах, доступна в интернете.

1968 год: «Стеклянная гармоника»

Политические неурядицы сказались и на судьбе мультфильма-притчи «Стеклянная гармоника», сброшенного режиссёром Андреем Хржановским на студии «Союзмультфильм» по сказке Лазаря Лагина.

Перед глазами кинематографического руководства анимационный кинофильм предстал 21 августа 1968 года – в день ввода советских войск в Чехословакию. В результате он был запрещён: в ленте увидали намёк на советскую бюрократию. Не помогла даже сделанная авторами по требованию цензуры приписка, что сюжет разворачивается «в буржуазном обществе», где царит «разобщённость и озверение людей». Запрещение «Стеклянной гармоники» ознаменовал завершение эпохи оттепели в советской мультипликации.

В центре сюжета – судьба мастера-музыканта со стеклянной гармонией, который попадает в город «Жёлтого дьявола», населённый ожившими персонажами таких художников, как Питер Брейгель, Иероним Босх и Сандро Боттичелли. Музыкант пытается отпустить жителей города от диктаторской «власти денег», растлевающей, по мнению авторов, человеческие души.

Один из главных персонажей – «человек в котелке» – был позаимствован с полотна бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта, скончавшегося за год до съёмки мультфильма. Отношение советской власти к сюрреализму было традиционно негативным – не избавило ситуацию даже то, что Магритт состоял членом коммунистической партии. В ленте немало пугающих образов, появление которых мотивировалось всё той же уродующей волей денег.

Когда в Советском Союзе объявили гласность, «Стеклянная гармоника» планировалась к показу, но из-за нехватки плёнки премьера опять была отложена. Андрей Хржановский продолжил режиссёрскую карьеру преимущественно в жанре мультфильмов для взрослых. Ему принадлежат такие популярные ленты, как «Осень» (о Пушкине) и «Дом, который построил Джек».

Другая «запретная» анимация

Во многих источниках утверждается, что под запрет угодил «взрослый» сатирический мультфильм Ивана Аксенчука «Ваше здоровье». В действительности ничего противоречащего социалистической морали в нём не было – убранству с широкой торговлей алкоголем в СССР велась и пропаганда здорового образа жизни. Мультфильм демонстрировался в прокате и даже получил в 1966 году почётный диплом XXII интернационального фестиваля спортивных фильмов, проходившего в Италии.


Какие мультфильмы собственного производства напугали руководство СССР