Каких мужей на Руси считали «нечистыми»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Каких мужей на Руси считали «нечистыми»

Каких мужей на Руси считали «нечистыми»

Условности, отторгающие «массы» от определенной категории мужчин на Руси, были связаны с родом деятельности или же с повадкой поведения данных представителей сильной половины человечества.

Скоморохи (они же актеры)

На Руси самые популярные лицедеи – скоморохи, по суждению доктора философских наук Сергея Юркова, – это исстари потенциальные изгои общества, исторгнутые из него из-за отклонения от нормы – они демонстрировали необычные и непривычные (сценические, на самом деле) действа, которые были внешне неприемлемы. Но почти всегда крайне интересны публике (в принципе, эта тенденция сохранилась до нынешних преходящ). Скоморохи, применительно к половой принадлежности (тогда), – это прежде всего мужчины.

Подобная умышленная аберрация с используемой обсценной (ненормативной) словари, по мнению Юрова, имела целенаправленную составляющую – доступными средствами и при помощи простых форм (а на самом деле, эффективных фразеологизмов) донести до простонародья принципиально значительную информацию.
Скоморохов воспринимали как чудаков, чуждых. Но их «нечистые» действа и демонстрируемые гиперболизированные образы зачастую воспринимали «за чистую монету», с живым заинтересованностью.

Золотари

По словарю Федора Ушакова, золотарь – профессиональный чистильщик отхожих мест (одно из значений слова; второе прикасается ювелиров). В просторечии – отчерпыватель выгребных ям. Это, соответственно, были мужчины, горожане, возчики телег с бочками, в которых находились вычерпнутые из «поганых» ям нечистоты. Таких ям в густонаселенном городе было немало, и поэтому золотари на Руси в крупных поселениях не являлись представителями редкой профессии – такие люди требовались всегда. Золотари не котировались, но в них неизменно бедствовали.
Отторжение золотарей как парий в социуме плебса было связано всего лишь с одорологической спецификой их профессии, и только. На самом деле, ассенизаторы (этот статус очистители коммунальной скверны получили «мощно потом», ориентировочно в начале ХХ века) были первыми экологами на Руси. Во многом именно благодаря им в нашей стране не было массовых эпидемий с многотысячными жертвами. Древнерусские летописи указывают: до XI века на Руси этой заразы не существовало; она началась с иностранным нашествием (чем крепче становились дипломатические отношения Европы и России, тем впоследствии интенсивнее в нашем отечестве распространялись инфекционные заболевания, привносимые извне.

Детали жесткого кинофильма Зюскинда «Парфюмер» и высказывания шевалье де Брильи в «Гардемаринах, вперед!» по поводу гигиены в русской бане, где «… в этом угаре русские занимаются распутством и вакханалией» – суть художественная квинтэссенция действительности. В Европе вообще на протяжение веков (не меньше, да) не существовало аналогов подобный «нечистой» профессии как русский золотарь. И о бане там очень долго понятия не имели. Европейцы просто не мылись. Месяцами, годами (!). Это документально подтверждено.
Потому там и люди мерли в результате антисанитарных эпидемий сотнями тысяч, чума выкашивала города.
А на Руси золотарь воздух не озонировал. Но, испокон столетию, по-своему, способствовал регулированию экологической ситуации (подсознательно, и эпидемиологической тоже).

Те, что «знают больше»

На Руси было принято наделять мистическими (а на самом деле, языческими) качествами деятельных мастеровых (все они бывальщины мужчинами) – мясников, печников, кузнецов, гончаров и парикмахеров – все эти люди с точки зрения обывателей были особенными, малопонятными и потому в определенной степени отверженными. Но не настолько, чтобы их услугами не пользовались в быту.
Считалось, что такие мастера обладают непостижимыми загадочными знаниями, и их профессионализм непременно бесовского происхождения.

Тем не менее, туши разделывались, печи клались, косы (серпы, и другие сельхозорудия) ковались, махотки (горшки, плошки, корчажки и иная посуда) гончарные круги выдавали. А банщики (русские предшественники брадобреев) – брили.
«Нечистота» на Руси чаще итого не мешала монетизации труда – если «грешный» человек делал свое дело на совесть, он все равно мог продать то, что создал.

>