Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Печально, когда уходят Люд с большой буквы. Грустно, когда меняются времена. Но когда уходят целые эпохи – невыносимо.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

Я не зря написал слово «Конструктор» с большенный буквы. Это своеобразная дань уважения Новожилову. И признание того, что Конструктор – это не только звание, но и призвание.

Но пройдем теперь уже печальный линия с самого начала…

Рождение конструктора

27 октября 1925 года, Москва. У военнослужащих Василия Васильевича Соколова и Ираиды Ивановны Новожиловой родился сын Генрих.

Самый середина Москвы, Машков переулок, недалеко от Чистых прудов. Кем мог видеть себя в мечтах мальчишка, на глазах у которого происходили триумфы Чкалова, Громова, Коккинаки, эпопея с челюскинцами?

Разумеется, летчиком. Как и основное большинство. «Готовились» от души. Бегали, прыгали… Ну, и так вышло, что Генрих сам сломал дорогу в небо. Точнее, весьма сильно изломал ногу, так что пришлось перенести несколько операций. Так мечта, увы, осталась мечтой.

А потом была война.

Эвакуировались в Пензу. Там Генрих закончил непременную девятилетку, с ногой, которая только-только начала нормально функционировать, на фронт не взяли. И в 1942 году он возвращается в Москву.

Неплохо, что не пошел во ВГИК. Туда пошли двое его друзей, а сам Новожилов участвовал в Первой Всесоюзной детской фотовыставке в 1939 году. Так что снимать он умел, и мог бы вполне сделаться кинооператором. Но – пронесло. Нас. И Генрих Новожилов сперва оказался сотрудником (лаборантом) МАИ, а через год стал студентом. Самолетостроительного факультета, удобопонятное дело.

Там, наверху, не пустив Новожилова летать, сделали все, чтобы за него это делали другие. И, уверен, ни разу об этом не пожалели.

На традиционные «посиделки» перед завершением выпускного курса к студентам приходили бывшие выпускники. Так в один день Новожилов увидел сразу две легенды – Яковлева и Ильюшина.

Ильюшин завоевал студентов своей простотой, а также умением весьма неплохо петь и плясать.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

Радостно было на сердце у студента Новожилова, когда он шел на преддипломную практику в ОКБ-240, каким руководил С. В. Ильюшин.

ОКБ располагалось на Красноармейской улице, недалеко от стадиона “Динамо”. В ОКБ существовало незыблемое правило — студентов немедленно зачисляли в штат. Таким манером Генрих Новожилов, даже не защитив диплома, с 1 июля 1948 года стал инженером-конструктором с окладом 900 рублей.

А практика очутилась самой что ни на есть работой в отделе фюзеляжа, руководил которым Валерий Африканович Борог.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

Кстати, записей, свидетельствующих о перемене пункты работы в трудовой книжке Новожилова, нет. 68 лет в ОКБ-204. Бюро меняло названия, но суть оставалась прежней. 68 лет в одном и том же конструкторском бюро.

Что же повстречало молодого инженера на первых порах на работе? Защитив диплом, в 1949 году Новожилов стал полноценным специалистом и окунулся в бешеный ритм труды.

Но в таком ритме жила вся страна. Восстанавливали разрушенные войной города и заводы, готовили первую атомную бомбу, начинали производство баллистических ракет и реактивных аэропланов.

Борьба за небо

14 мая 1949 года постановлением Совета Министров № 1890-700 на вооружение был принят Ил-28. Серийное производство раскатали в Москве, Воронеже и Омске, а чуть позднее подключили заводы в Иркутске и Куйбышеве.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать
Ил-28

Между прочим, Ил-28 разработали, не имея никакого технического задания, в инициативном распорядке.

В те времена очень сложно было тягаться с ОКБ Туполева, которое, в принципе, считалось главным по бомбардировщикам. И Туполев строил (в отличие от Ильюшина) по госзаказу аэроплан Ту-14, который оказался разочарованием.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать
Ту-14

Говорят, Туполев весьма нелицеприятно отозвался об Ил-28, когда тот совершил свой первоначальный успешный полет. Но таковы были времена, таковы были нравы. Ил-28 пошел в серию, и было построено 6 316 машин.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

А вскоре в атмосфера поднялся в свой первый полет прототип будущего пассажирского Ил-14. Затем последовал еще целый ряд удачных разработок: реактивный двухместный штурмовик Ил-40, многоопытный бомбардировщик Ил-46, фронтовой бомбардировщик Ил-54 со стреловидным крылом, которым собирались менять “двадцать восьмые”…

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать
Ил-14

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать
Ил-40

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать
Ил-46

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать
Ил-54

Вышло так, что на этот раз в состязанье двух КБ выиграл Туполев, и в серию пошел его Ту-16. «Надо уметь держать удар!» Подчиненные Ильюшина часто слышали от него эту фразу.

Новожилов был назначен ведущим конструктором Ил-54.

«Пребывание в места ведущего инженера по Ил-54 дало мне поистине неоценимый практический опыт в процессе выпуска самолета. Когда “пятьдесят четвертую” скопили, мне довелось год с лишним заниматься ее летными испытаниями…» — вспоминал Генрих Васильевич.

Можно только лишний раз выразить сожаление, что выступающая машина Ил-54 оказалась никому не нужна в период повального увлечения Хрущева баллистическими ракетами.

Впервые самолет поднялся в атмосфера 3 апреля 1955 года, летом его показали в подмосковной Кубинке высокопоставленным американским военным, и вскоре… последовало директива: все работы прекратить!

Говорят, будто сам Хрущев приговорил бомбардировщик. Действительно, Ил-54 стал последним бомбардировщиком ОКБ Ильюшина. Более того, в крышке пятидесятых ОКБ Ильюшина вообще собирались закрыть. Зачарованный космическими успехами Королева, Хрущев начал столь же энергично сворачивать авиастроение.

Над многими конструкторскими бюро в те годы висела угроза ликвидации (как ненужными). Но Ильюшин, как говорится, «раскатался в воздухе» и направил работу ОКБ на создание пассажирских самолетов. А Новожилов внезапно оказался в кресле секретаря парткома завода.

Вообще, Генрих Васильевич был, мягко сообщая, не рад такому назначению. К тому моменту он уже состоялся как инженер, стал конструктором первой категории, занимался и конструированием, и строительством, и испытаниями. И тут – такое…

Как ни удивительно, но на кресло партийного руководителя Новожилова «утолкал» сам Ильюшин. “Если выберут — соглашайся, такая работа позволит тебе постичь людей…” И два с половиной года Новожилов занимался общественной работой. Сегодня, возможно, это мало понятно, но в те годы секретарь партийного комитета играл на заводе вящую роль. Что-то вроде реального замполита, решающего все вопросы, от квартирного и до рассмотрения бытовых жалоб.

В конце 1958 года Новожилов отдал партийные дела и вернулся на более привычную работу, в должности заместителя главного конструктора пассажирского Ил-18.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

Помимо этого, Ильюшин возложил ему организовать эксплуатацию этих машин в “Аэрофлоте”. Так Новожилов приобрел опыт эксплуатационника.

Для себя Генрих Васильевич считал Ил-18 особо ценной трудом. Говорил не раз в интервью, что без той производственно-эксплуатационной школы не было бы и генерального конструктора Новожилова…

Работы по Ил-18 заняли шесть лет, и по их окончании Новожилов получил очередное повышение. Его назначили первым заместителем генерального конструктора по проекту лайнера Ил-62.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать
Г. Новожилов и С. Ильюшин

Итог известен всем: Ил-62 был весьма длительное (с 1967 по 1995 годы) время «бортом №1» в СССР и России, да и сейчас два самолета есть на эксплуатации летного отряда «Россия». Кстати, Ил-62М использует корейский лидер Ким Чен Ын.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

В 1970 году группа сотрудников КБ Ильюшина (в том числе и Новожилов) была удостоена Ленинской премии, а сквозь год, подведя итоги 8-й пятилетки, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года, Новожилов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Однако между этими двумя ликующими событиями произошло еще одно.

На посту генерального конструктора

Летом 1970 года Сергей Владимирович Ильюшин принял решительное решение уйти на пенсию. Возраст в 77 лет и очень напряженная жизнь все-таки сказались на здоровье конструктора. Ведь даже после выхода на пенсию Ильюшин прожил совершенно немного.

28 июля 1970 года приехавший в ОКБ министр авиационной промышленности Дементьев на собрании руководителей коллектива зачитал распоряжение № 378-К об освобождении С. В. Ильюшина от занимаемой должности “в соответствии с личной просьбой и по состоянию здоровья” и о назначении Г. В. Новожилова генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода “Стрела”.

Отчего мы так часто применительно к людям того времени упоминаем термин «великий»? Наверное, потому, что величие человека заключено не лишь в том, что он сделал в жизни, но и как.

Будучи великим Конструктором, Ильюшин точно также подошел и к вопросу преемственности. Его ведь никто не гнал, попросту Сергей Владимирович чувствовал, что все, силы на исходе. И потихоньку ковал своего преемника.

Новожилов вспоминал так:
“По правде сказать, я никогда не ощущал, что он меня, топорно говоря, натаскивал те шесть лет, что я пробыл у него первым замом. Может быть, я и стал генеральным конструктором потому, что никогда не влёкся им стать…”

Так сложилось, что Генрих Новожилов с 12 лет рос без отца. Ильюшин во многом восполнил ему этот урон. И в профессиональном плане, и в незапятнанно человеческом. Но – без лишних эффектов.

“Нынешнее восприятие Ильюшина не соответствует его реальному облику, воспринимают его словно ангела с крылышками, какой только благословлял нас — молодых. Ничего подобного! Его отличала просто железная требовательность к подчиненным. Пожалуй, лишь приходящие в ОКБ студенты составляли исключение…”

И ученик сделался достойным своего учителя. Даже в мелочах.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать
Слева: Новожилов, Ильюшин, сидит по центру — Туполев

Пример. 25 марта 1971 года. Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе, или «Ходынка». Отсюда обыкновенно выполняли свои первые полеты все машины ОКБ Ильюшина.

В это день в первый полет отправлялся Ил-76, не менее эпохальная машина, чем Ил-62. Новожилов пригласил Ильюшина. Сам-друг обошли самолет, еще раз все осмотрели, обменялись еще раз мнениями. Ильюшин сказал: «Можно!»

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

Понятно, что полет состоялся бы в любом случае. Что все было согласовано на всех степенях, но… Это ведь не подхалимаж, правда? Это высшее уважение ученика учителю – предоставить возможность именно Ильюшину проводить в первый полет машину, носящую его имя…

И опять работа. Теперь уже Новожилов нес на своих плечах, как на крыльях, весь объем ответственности за ОКБ.

Против «Боинга»

1969 год. В Америке страшная шумиха по предлогу первого полета «Боинга-747». Министры авиационной промышленности Дементьев и гражданской авиации Бугаев ставят перед Новожиловым задачу «нагнать и перегнать».

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

К этому времени советские внутренние перевозки достигли цифры в 100 миллионов пассажиров в год. Нужен был новый аэроплан для обслуживания больших потоков пассажиров в места массового отдыха.

Задача была весьма непростая. Лайнер на 350 пассажирских пунктов, да еще и с дальностью полета в 5000 км – дело сложное. И начали его с проработки возможных вариантов. Рассматривали возможность трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76.

В итоге ОКБ присело за разработку совершенно нового самолета. В конце 1976 года на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый многоопытный ИЛ-86.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

Итогом этой работы стали 103 серийных Ил-86, построенных в Воронеже. За двадцать лет самолеты перевезли примерно 150 миллионов пассажиров. Кроме итого прочего, Ил-86 вошел в историю как один из надежнейших самолетов мира и заслуженно стал платформой для разработки следующих моделей аэропланов.

В Ил-86 конструкторы вложили огромное количество оригинальных решений. И потому, вполне заслуженно, в 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по филиалу механики и процессов управления. Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новоиспеченных подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов. Около полутора сотен изобретений и этих самых “нововведений” защищены патентами…

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

23 июня 1981 года затворённым Указом Президиума Верховного Совета СССР Новожилова наградили второй золотой медалью Героя Социалистического Труда. К тому поре он уже был депутатом Верховного Совета СССР, потом избирался депутатом еще двух созывов.

Работало ОКБ, работали «Илы». Ил-18Д совершали рейсы по Антарктиде. Ил-86 транспортировали тысячи пассажиров. В вооруженных силах пахали транспортники Ил-76МД, а для тренировок космонавтов был разработан и построен Ил-76К. Плюс летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель», какой служит и по сей день не в одном экземпляре.

28 сентября 1988 года первый раз в небо поднимается Ил-96-300, а в марте 1990 года свершил первый полет двухмоторный турбовинтовой Ил-114, новый пассажирский самолет для местных воздушных линий. 17 мая 1994 года возвысился в небо многоцелевой Ил-103. 1 августа 1995 года взлетает Ил-76МФ, который и модификацией назвать язык не поворачивается. Это настолько кардинально переделанная базовая модель, что самолет можно считать совершенно другим аппаратом.

Все эти годы Генрих Васильевич Новожилов вел ОКБ трудной и тяжкой дорогой. Мы говорили не раз о том, что по политическим и экономическим соображениям наше правительство нанесло тяжелейший удар по отечественной авиационной промышленности, фактически истребив школу советского пассажирского авиастроения.

Последние два десятилетия знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства. Мы с гневом строчили о том, что даже на работы по транспортному Ил-112 ОКБ вело за свой счет и своими силами. Это факт, который нельзя замалчивать.

Но даже в таких условиях коллектив ОКБ занимался тем, чем должен был заниматься: проектировал и строит самолеты для нужд своей края.

И в этом была огромная заслуга Новожилова, который, даже уйдя на заслуженный отдых, оставался неотъемлемой частью КБ Ильюшина.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

Почётный генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» Генрих Новожилов ушел от нас 28 апреля 2019 года.

У Генриха Васильевича было немало государственных наград. Много почетных званий и титулов. Это хорошо, это прекрасно, когда труд человека оценен по достоинству.

Но, наверное, главное звание – это Конструктор. Творец. Созидатель нового. И до тех пор, пока в нашем небе будут летать самолеты, носящие имя великого Ильюшина, до тех пор мы обязаны помнить и его не немного великого ученика и продолжателя этого благородного дела – создания нового.

Конструктор Генрих Новожилов: обучавший летать

Прошла информация, что самолет президента России, Ил-96-300ПУ, будет ходить имя “Генрих Новожилов”.

Источник

>