Летающие люд: Материалы о встречах с ними в Беларуси
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Летающие люд: Материалы о встречах с ними в Беларуси

Одним из будет нехарактерных, но все же встречающихся в Беларуси сюжетов, является встреча с неким таинственным спускающимся с неба или летящим по воздуху антропоморфным незнакомцем.

Если исследователи белорусского фольклора немножко неохотно включили такие единичные записи в свои статьи, то аномальщики сделали это уверенно и довольно давно. Между тем, спозаранок или поздно обратить чуть больше внимание на такие случаи придется всем: ведь они имеются не только в современных записях, но встречаются и в архивах.

На сегодняшний день в «Уфокоме» скопилось несколько таких наблюдений.

Случилась эта история в Столинском районе, в приходе Мерлинские хутора. Нам удалось разыскать в Зональном государственном архиве г. Пинска (ЗГАП) архивные документы, прикасающиеся расследования этого дела со стороны властей.

Во второй половине мая 1949 года жительница города Лучицк (Лучица?) Анастасия Масюкович и ее девятилетний сын-пастух сделались рассказывать о якобы имевшей место встрече с таинственным «пришельцем». Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Пинской обл. Ильюк доносил о расследовании им этого случая. Проверкой было установлено:

…Комиссией выехавшей по распоряжению архиерея «Даниила» Пинского и Полесского двум протоиереям: Былинский Леонид из Давыд-Городка и Задерковский Семен из дер. Решель Д-Городокского зоны, [было выяснено] что этот пастушок заметил в воздухе, что-то белое в виде столба опускавшегося на землю, а когда он подошел к севшему то увидел человека с сумкой за плечами.

Он спросил незнакомца – “кто Вы и откуда?” Этот человек сказал, что “я бог-христос и прилетел с неба на землю, произнеси мальчик есть ли у тебя отец и мать?”. Пастушок ответил ему, что “отец умер, есть у меня мать и дедушка”, в дальнейших беседах он рассказывает, что тот человек называл себя христом и сказал «скажи своей матери и дедушке, чтобы на этом месте был поставлен крест и пускай священник его поставит, а потом объявите людям пусть идут на это место молиться и приносят жертву. Жертву собирайте Вы и хватайте себе. Этот человек из его слов был в военной одежде с медалями и в сапогах.

Мальчик рассказал о своей встрече родственникам, и вскоре весть разлетелась по всей округе. Мама и дедушка мальчика поставили на том месте крест. Вскоре игумен Неофит (Грищук) освятил его в присутствии верующих.

К месту сделались приходить паломники, понесли деньги и холст, а «мать пастушка все забирала себе». Появилось предположение, что вся история была выдумана с мишенью обогащения либо «что там приземлился парашютист диверсант или личность имевшая связь с бандитами».

Сам же тов. Ильюк от себя добавил: «что касается моего суждения и заключения, то я считаю, что на Мерлинских хуторах, расположенных в глуши, 45 километров от райцентра Д-Городка, расположенной на отрубах в радиусе 35 км политмассовая труд проводится редко, несмотря на то, что раньше всего узнали [об этом случае – пометка сделана вручную] в г. Пинске через канцелярию архиепископа, а штатские власти узнали позже и не проводили соотвествующей политмассовой работы с населением на этих хуторах».

Расследовав обстоятельства происшедшего, комиссия изобличила Масюкович в обмане. Пинский архипастырь распорядился перевести игумена Неофита (Грищука) на приход в Ганцевичском районе. В том же году он был сброшен с регистрации уполномоченным за обнаруженные в его личном деле компрометирующие материалы. Стоит подчеркнуть, что как раз в мае 1949 года в Пинской области массово распространились чудеса, связанные с обновлением образов и крестов.

О чем-то подобном сообщалось еще в начале 1930-х годов. В местечке Холмичи б. Бобруйского округа Белоруссии появился «член небесной канцелярии». На нем было навешано немало крестов, медалей, и даже, как он говорил, было у него и «небесное радио».

«Этот проходимец, обманывая верующих, старался уверить бедняцко-середняцие массы не идти в колхоз. На небе, говорил он, будут свои колхозы. А земные колхозы мешают созданию небесных колхозов».

К сожалению, весьма сложно сказать, что именно имелось в виду в этом фельетоне, возможно речь идет о неком доморощенном пророке, какие могли появляться в то время в разных частях страны. Но уж слишком похож этот пророк на приземлившегося в 1949 году «ветерана брани».

Еще одна нашумевшая в свое время история произошла в июне 1937 года с Людмилой Федосовной Чепик (1930 г.р.). На этот раз летающий человек также имел атрибут бойца: шлем-шишак. А произошло все в г. Чашники, вблизи железнодорожной ветки, рядом с рекой Узла.

– Я пасла корову на лугу и собирала цветы. Вдруг я увидала, что сверху бесшумно без парашюта спускается «человек». Он опустился в 1,5–2-х метрах от меня. Рост его был меньше, чем рост низкого или не весьма высокого человека. Он был приблизительно на 1–2 головы выше меня.

Рост его был приблизительно 110–130 см. Он был атлетического сложения, с резко расширяющимися наверх плечами, с непропорционально большой головой. У него была узкая талия. На ногах было нечто наподобие сапог темного краски, которые расширялись наподобие шаровар, начиная с колен.

Лицо у него было красноватого цвета. Он был одет в плотно обтягивающую одежду темного цвета. На голове у него был шлем, напоминающий шлем русского воина – шишак вытянутой конусообразной конфигурации. Лицо у него было открыто, а на глазах было нечто наподобие очков или прозрачного забрала. Он пробыл рядом со мной примерно 1 минуту.

Опустившись, он открыл прозрачное забрало, улыбнулся растянутой улыбкой, оглянулся по сторонам, погладил траву, затем опять кой-какое время посмотрел на меня. В руках у него был какой-то овальный предмет. Затем он помахал мне обеими руками, не выпуская объект из рук.

Когда он опустился, я перекрестилась. После того, кок он помахал мне, он взмыл в небо с огромной скоростью совершенно бесшумно. Поднявшись на вышину около 50–100 м, он как бы свернулся в клубок и как бы растворился в воздухе.

В тот же день я рассказала об этом своей маме. В ответ на что она мне сказала, что ты блаженная, так как видела боженьку. До настоящего времени я никогда об этом никому не рассказывала.

Рисунок из книги А. С. Кузовкина (1982 год), где впервые была обрисована эта история

Летающие люд: Материалы о встречах с ними в Беларуси

В ходе опроса населения белорусско-литовского пограничья недавно интересную запись сделал Ю. И. Внукович, канд. ист. наук, сотрудник отдела фольклористики и цивилизации славянских народов Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Она была опубликована в ежегоднике «Беларускi фальклор» за 2016 год.

В д. Барванишки Виленского р-на (территория Литвы) здешняя жительница Леонида Удырыш рассказала ему о том, что люди часто наблюдают, как по воздуху перемещается человек, которого называют «лапыр, лапыр». Даже кони хрипели при его появлении:

– Нешта нейкае ест. Нешто. Як коні пасьціла. Тут сенажаць бальшая. І ў начную пасьціла. Ну так гэты во… Кажа нехта: такі лапыр, лапыр! Як у поветшы ляціць, казалі. Чалавек! А так ужасна, аж коні захрапуць! Аж коні, ка’, захрапуць. Страшна так. А хто там ляціць? Во такі во. І адзеня гэта длуга, Бог знае якое і што… Ужас бярэ, маму: «Хадзі ты палядзі! Чы мне ўжо здаецца?» Мама кажа: «Гэта што па месяцы ходзя, мусі!»
– А хто?
– Во як во, із хаты выдзе. Як новы месяц пасьвеця на чалавека поўны і надто шкодзонцы. Можаш па месяцы лётаць. По поветшы, казалі, ляціць. Ну і да зямлі, казалі, ні туляцца. Тады ўжо тата ні баяўся. Ну і гэты. Прышоўшы расказуе, але кажа, во што робіцца. У нашай вёсцэ нехта па месяцы… у паўвёскі выляцеў ён. Ну і што? Але не правяралі, але відзелі як ляцеў чалавек [УЛФ].

Увлекательно, что выражение «лапыр, лапыр», у жителей Удмуртии «выражает звуковой (с зрительным оттенком) образ полета с шумом (птиц) или зрительный манер множества плоских предметов (листьев и т. д.); лапыр карыны «шумно хлопать крыльями»: лапыртыны «шуметь крыльями».

В организацию «Уфоком» также несколько раз обращались свидетели, рассказывающие о подобном. 28 июля 2011 года на рассвете два стрелка ВОХР наблюдали в Витебской области возле в/ч Боровка (Лепельский р-н, д. Боровка) летящее над кромкой леса создание похожее на человека с укороченными конечностями в розовом комбинезоне, ростом около двух метров.

Летел он медленно над лесом по черты вырубленной запретной полосы на подступах к посту, и затем совершил резкий поворот с нарастанием скорости при приближении примерно на 70 метров.

Но, пожалуй, наиболее целую проверку с нашей стороны прошла другая история, произошедшая 27 октября 2011 года в окрестностях д. Овсяники Вилейского р-на Минской обл. Уже вечерело, когда Верина Людмила Трифонова, ее дочь Анжела, а также Наталья Авдеева с супругом заметили, что в отдалении с неба спускается какое-то существо.

Было решено, что это может быть «ангел какой-нибудь или черт», потому поначалу наблюдали издалека, а после укрылись в доме. Наутро никаких следов зависшего чуда уже не было. Позже нам удалось хоть и образцово, но все же реконструировать его облик: опять можно было говорить о неком шлеме или же почти квадратной голове, а само создание вяще всего напоминало некого «робота» причем со светящейся «фарой» в центре.

Интересно, что, по словам информантов, за 4–5 лет до этого в округах деревни уже проскакивали подобные слухи.

Рисунок существа из д. Овсяники. В. Чернобров, 2012.

Летающие люд: Материалы о встречах с ними в Беларуси

Конечно, при желании всем этим сообщениям можно отыскать и рациональные объяснения. Например, в советское время были нередки заброски шпионов на территорию БССР с самолетов. Если обеспечить такого лазутчика медалями и умело сыграть на религиозных чувствах населения, то приземление можно замаскировать под сошествие некого святого.

Также свидетели могли в сумерках увидеть пролет крупной птицы, метеорологического зонда или наполненного гелием шара. И все же не все детали таких приземлений вписываются в эти версии.

Внимание на себя обращает и специальность большинства очевидцев – пастух, который в белорусском фольклоре считается мифологизированной личностью. Чаще всего именно такие люд первыми встречаются с Божьей Матерью или Иисусом Христом.

В любом случае, даже если эти истории и не загадочны по своей натуре, некоторые из них уже стали частью местных легенд, а, как минимум, одно было отмечено постановкой креста и какое-то время собирало возле себя странников. Может не так и важна их природа, ведь они уже в любом случае стали частью нашего легендарного наследия…


>