Жизнеописание Марины Расковой во многом похожа на биографии тысяч простых советских девушек, чью жизнь опалила Великая Отечественная брань. Она — пример стойкости, твердости характера, недюжинной воли и смелости, качеств, которые по определению больше присущи мужчинам. В этап серьезных испытаний для Родины Раскова проявила себя как настоящий, храбрый и грамотный командир. Вот уж точно о таких не скажешь: «Немощная половина».
Марина Раскова стала известной в 30-е годы прошлого столетия. Вместе с двумя членами экипажа АИР-12 она побила существующий всемирный рекорд протяженности полета на самолете. Буквально на следующий год после упомянутых событий, в одна тысяча девятьсот тридцать восьмом году, бравые летчицы зафиксировали еще два рекорда. Сейчас — по расстоянию полета на МП-1 (гидросамолет).
Тот год был действительно знаковым для Расковой. В начале осени на АНТ-37 она вместе со своим командиром Гризодубовой и 2-м пилотом Осипенко реализовала беспрецедентный беспрерывный полет по маршруту Москва — Керби. Его длина составила почти 6 с половиной тысяч километров. Знаковый перелет принес Расковой всеобщее признание и наивысшее звание — Героя Советского Альянса. Также она была награждена орденом Ленина.
Молодые годы
Марина Малинина (после замужества Раскова) появилась на свет 28 марта 1912 в Москве. Ее родители занимались педагогикой. Девочка закончила 9-летнюю школу. В Марине видали будущую оперную диву. Ее папа, Михаил Малинин, преподавал вокал. Мама работала в школе учительницей. Папа спозаранку заметил у дочери вокальные данные и старался их развивать. Однако в возрасте 7 лет Марине лишилась отца. Мужчину насмерть сшиб мотоцикл.
После смерти главного кормильца в семье остро стала ощущаться нехватка денег. В семнадцать лет девушка пошла на труд. Потом было раннее замужество. Её избранником стал Сергей Расков. В 1928 г. Марина была химиком-лаборантом на заводе. В 1931 г. — лаборантом в Военно-воздушной академии имени. Собственно тогда окончательно поняла: самолеты – это её. Заочно обучалась в Ленинградском авиационном учебном заведении. 1933 год — она уже штурман Черноморских аэрографических экспедиций. Запоздалее трудилась в Военно-воздушной академии на должности лётного инструктора, параллельно училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. Получила специальность “штурман”. Прошла подготовку в школе подготовки летчиков в Тушино.
Все выше и дальше!
30-е годы 20 века воистину ознаменованы расцветом авиационной романтики. Марина пришла первой девушкой-штурманом в СССР. Скоро ей поручили важное задание: провести крупную аэрофотосъемку, требуемую для строящейся авиалинии Одесса – Батуми. Труд была выполнена безукоризненно!
В свои 22 Марина являлась инструктором по штурманскому обучению летной академии им. Жуковского. Однако деятельная девушка не собиралась останавливаться на достигнутом. Благодаря настойчивости выбила разрешение обучаться в школе летчиков Центрального авиаклуба Москвы. После завершения учебы, в 1935 году, за штурвалом самолета участвовала в параде, посвященном празднованию 1 Мая. Каждый прожитый год добавлял смелой девице опыта и новых достижений. Были рекордные полеты, экстремальные ситуации…
Вот одна из них. АНТ-37 «Родина» поднялся в атмосфера со Щёлково 24 сентября 1938 года. С начала полета все пошло как-то не так. Плотный покров облаков. Нулевая видимость. Пришлось править самолетом, опираясь исключительно на показания приборов. Но это не все. Очень скоро наступило обледенение. На пропеллере рос слой льда. Чтобы управиться с ситуацией и не допустить худшего, было принято решение увеличить обороты до максимума. Сильно болтало в воздухе. После того, как Урал остался позади, радиосвязь исчезла.
Когда облачность миновала, выяснилось, что самолет находится над Охотским морем.
Командир экипажа Гризодубова произвела разворот «Отечества» к берегу. Кончалось горючее, а вместе с ним и шансы благополучно завершить перелет. Стрелка топливного прибора неумолима двигалась к нулю. Было зачислено решение идти на посадку в тайге.
Только это неизбежно привело бы к гибели штурмана, находящегося в нижней кабине из стекла. Чтобы избежать кончины, Марина прыгнула с парашютом. Приземление было нормальным. Но вскоре она столкнулась с новым вызовом: холодно, кругом звери и рядышком никого. Блуждала с минимальными припасами продовольствия, крепко сжимая револьвер и нож в руках, долгих десять дней, до тех пор, пока не вышла на людей.
Военный комполка
С самого начала Великой Отечественной Раскова участвовала в создании авиационных полков, состоящих из женщин. Считается инициатором выхода соответственного решения Госкомитета обороны СССР. С 1942 года Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного полка (женского), имеющего на вооружении самолеты Пе-2. Вверенные ей эскадрильи колотились в небе над Сталинградом.
В одна тысяча девятьсот сорок первом году при участии Расковой сформирована авиационная группа, какая состояла из 3 женских полков: Пе-2 бомбардировщики, Як-1 истребители и По-2 ночные бомбардировщики. Последних немцы прозвали «Ночными ведьмами». Вот такими храбрыми летчицами довелось командовать Марине Михайловне.
Эта смелая и решительная женщина прожила недолгую, но очень яркую жизнь натурального патриота, отданного своей стране человека. Смерть настигла ее на фронте.
В роковой день января 1943 года пилоты Расковой вновь направлялись на фронт, пройдя переформирование. В очень трудных метеорологических условиях около села Михайловка в Саратовском зоне самолет майора Расковой разбился. Ей было только тридцать.
Изначально Марину Раскову похоронили в Саратове, но потом останки кремировали, перевезли в Москву, где они бывальщины навек помещены в Кремлевскую стену.
В 1943-м полк, в котором она служила, переименовали в 125-й гвардейский имени Марины Расковой.
Наследство героя
Сегодня имя Марины Расковой с честью носит Тамбовское высшее военное авиационное училище. В этом летном учебном заведении введён бюст геройской летчицы. Также в Комсомольске-на-Амуре, на фасаде дома, где в 1938 году проживали члены экипажа прославленного самолета «Отечество», установили мемориальную доску. Имя Марины Расковой носят улицы, площади и переулки в Москве, а также в других населенных пунктах бывшего СССР. Два корабля носили прославленное имя «Марина Раскова». Это бывший американский «Ironclad», затонувший в 1944 году в Карском море, и выстроенный в 1964 году в Венгрии речной теплоход. В 1998 году списан.
Марина Раскова была обладателем многих наград. Кое-какими из них награждена посмертно. Была кавалером двух орденов Ленина (1938 год), медали «Золотая звезда» (1938 год). Награждена известен «Почетный работник госбезопасности» (1940 год), Орденом Отечественной войны 1 степени (1944 год, посмертно).
Вся жизнь Марины Расковой была отдана беззаветному служению Отечеству. Именно такие люди по праву считаются национальными героями, достойными уважения, вечной памяти и подражания со стороны грядущих поколений.