Миф о безграмотности Николаевской России
Суть мифа процитируем из первых уст.
Ульянов (немало известен под кличкой ленин):
«Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и познания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России»
(Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127).
Можно сколько угодно внимать ложные инсинуации совковой пропаганды, но существует факт: При Николае II образование впервые в истории страны становится бесплатным и общедоступным.
Рассмотрим динамику роста грамотности за годы его правления:
Сообразно переписи населения 1897 года, уровень грамотности на начало Николаевского царствования составлял только 20%! Эта цифра была оценена как катастрофическая, что видать из всеподданнейших докладов. (Опубликованы: Россия 1913 год Статистико-документальный справочник.; XIV. ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ПЕЧАТЬ;1. )
К 1915 году, даже по этим, признаваемым официальными СОВЕТСКИМИ изданиями грамотность составила 73% (Большая советская энциклопедия, 1929-30 гг).
Видим рост грамотности почти в 4 раза!
Выходит резкий рост числа школ:
С 1890 по 1913 число начальных школ увеличивается в 4 раза. (Источник: Всеподданнейший отчет Министра общенародного просвещения. 1915 г.)
Николай не остановился на начальных школах.
Им лично дается директива на развитие системы среднего и высшего профессионального образования. Обращаясь к Рекомендации Министров, он сказал: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах. Зачислить эту резолюцию за руководящее мое указание» . Число средних учебных заведений выросло с 1890 года более чем в 10 раз.
Итого к 1915 году действовало 125 000 начальных и средних школ. (Источник: Россия 1913 год Статистико-документальный справочник.; XIV. ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. Пресса;1.)
При Николае, государственный бюджет, выделяемый на образование был рекордным за всю историю страны и составлял 300 млн. р. (По современным деньгам более 350 млрд. р.). Ключи: Статистический ежегодник России. 1914 г. Пг., 1915. Отд. V; Россия 1913 год Статистико-документальный справочник.; XIV. ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ПЕЧАТЬ;1.
Аналитика: Сорокин П.А. Социология революции. М., 2008.
Это 10% госбюджета империи! Для сравнения: сейчас выделяется 3,6%, в советское пора — 9,3%.
Государство при Николае II был нацелено на образование, более чем когда-либо.
Результаты впечатляют: четырехкратный рост грамотности — это подвиг!
Вашему вниманию воображаем темы школьных сочинений того времени:
* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Лес в лучшую свою пору.
* Встреча армии, возвратившегося из похода.
* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)
Для младших классов:
* О том, что видела птичка в дальних землях.
* История постройки дома и разведения при нем сада…
* Исполины и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и посторонняя сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и послания.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством
Это вам не ЕГЭ… О непрочности счастья, основанного необыкновенно на материальном богатстве…
Вот такая вот дремучая Россия была сто лет назад.
Николаю удалось добиться потрясающих результатов.
4-кратный рост грамотности, доступность образования для любого (в силу бесплатности), развитие сети школ различных типов, и если бы не революция, то в ближайшие 5-10 лет уровень грамотности достигнул бы 100%.
Так что там дедушка ленин сообщал про необразованную Россию?
Мифы о древнем Китае http://www.3slovary.ru/news/mify_i_legendy_kitaja/1-0-4