«Невозможно быть хорошим инженером, не умея чертить»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Невозможно быть хорошим инженером, не умея чертить»

Николай Жуковский (1847–1921)

170 лет назад родился «папа русской авиации» Николай Жуковский, создавший основы аэродинамики, открывший истинный механизм воздействия воздуха на подвигающиеся в нем тела различной геометрической формы. Его научная деятельность ознаменовала начало новой эпохи развития теоретической механики. О существования и научных достижениях ученого — в материале «Газеты.Ru».

Главное

  • «Невозможно быть хорошим инженером, не умея чертить»

    Ученые заметили в атмосфере Венеры загадочную гигантскую вал

  • Самое читаемое: авария «Прогресса» угрожает пилотируемым запускам

  • Время рассекречивать авиакатастрофы

  • Психологи диагностировали идиотия у художников по их картинам

  • «Мы считали Ту-154 острием прогресса»

Читайте также

  • Взнос по программе госсофинансирования пенсий необходимо сделать до крышки года

  • Заплатить за соседа

Николай Жуковский родился 17 января 1847 года в деревне Орехово Владимирской губернии (ныне Собинский зона Владимирской области) в семье Егора Жуковского, инженера-путейца из рода мелкопоместных дворян. Кроме него в семье было еще трое детей. По рассказам русского и советского ученого-механика Леонида Лейбензона, собственно под влиянием отца Жуковский заинтересовался техническими науками. «Несомненно, что своими беседами и рассказами он оказал известное влияние на незапятнанно инженерное направление ума своего впечатлительного сына, и от него-то Николай Егорович унаследовал свою необыкновенную техническую интуицию», — строчил он.

В феврале 1858 года Жуковский поступил в 4-ю Московскую гимназию. Он был лучшим учеником по алгебре, геометрии и естественным наукам, но не мог совладать с иноземными языками, особенно латынью и немецким. «Когда меня вызывал немец к доске, я так трусил, что все забывал, даже заикаться, случалось, начинаешь… — вспоминал Жуковский. — А немец клетчатым платком лысину трет и только кряхтит: «Путаете, путаете», после чего в журнале красовалась кол».

Тем не менее затруднения не помешали ему в 1864 году окончить обучение с серебряной медалью и без экзаменов поступить на физико-математический факультет Московского университета (ныне МГУ). После его завершения в 1868 году Жуковский пытался учиться в Петербургском институте путей сообщения, где раньше обучался его отец и куда Жуковский грезил поступить, еще пока учился в гимназии, но из-за нехватки денег на обучение у него тогда не было такой возможности.

«Вчера известили мне, что я буду принят и утвержден на первой конференции, но тем не менее могу посещать лекции с понедельника, — писал он родителям 13 ноября 1868 года. — Лекции эти не весьма важны.

Вся суть в одном черчении: на него-то я и намерен исключительно приналечь. Нельзя быть хорошим инженером, не умея чертить».

Однако при зачислении в институт Жуковского не отпустили от сдачи тех научных дисциплин, которые он изучал в университете. Ему пришлось заниматься одновременно по большому количеству предметов, что мешало сосредоточиться на тех, какие ему были интересны. Успехи в черчении он делал довольно слабые, да еще и постоянно болел.

После того как преподаватели института отвергли ряд чертежей Жуковского, он решил оставить его и вернулся в Орехово. Отдохнув и поправив здоровье, он стал задумываться о будущем. В августе 1870 года он начинов читать лекции по физике во 2-й женской гимназии, а еще через год получил степень магистра и стал преподавать математику и механику в Московском высшем техническом училище (ныне МГТУ имени Баумана).

Жуковский был автором почти 200 трудов по гидро- и аэромеханике, теоретической и прикладной механике, истории науки.

Первая из них вышла в 1876 году, когда ему было 29 лет. За изыскание «О прочности движения» он получил докторскую степень в прикладной математике в 1882 году, а в 1885-м был утвержден в должности приват-доцента (образцово соответствует положению сотрудника кафедры, ожидающего появления вакансии профессора). В следующем году он стал экстраординарным профессором кафедры механики Московского университета, а с 1887 года возглавлял кафедрой механики МВТУ.

Начиная с первых лет научной деятельности он исследовал вопросы из областей общей механики, механики твердого тела, гидродинамики, астрономии. Он учил вопрос об ударе твердых тел, о гироскопических приборах и маятниках, дал геометрическую интерпретацию общего случая движения твердого тела кругом неподвижной точки. Работа в МВТУ сблизила его с передовыми инженерами и ознакомила с кругом технических задач того времени.

Занимало Жуковского и аэронавтика.

На шестом съезде русских врачей и естествоиспытателей он заинтересовался докладом Дмитрия Менделеева, посвященным механике жидкостей и воздухоплаванию, сопровождавшимся демонстрацией различных моделей.

Когда в 1882 году смог возвыситься в воздух один из первых самолетов, построенный русским изобретателем Александром Можайским, выяснилась и основная теоретическая задача — ввести весь процесс взаимодействия летательного аппарата с воздухом, в частности, научиться вычислять точно подъемную силу. Жуковский взялся за решение этого проблемы и смог разработать методы точных расчетов для решения всех задач, относящихся к развитию аэронавтики.

Наиболее важных итогов Жуковский достиг в области аэромеханики, за что Ленин называл его «отцом русской авиации».

Здесь Жуковскому принадлежали все основные идеи, какие и сейчас остаются основополагающими для деятельности ученых и инженеров в области авиации. Он исследовал парение различных моделей, заложил основы теории расчета и подъемной мочи крыла самолета, доказал, что изогнутая форма профиля крыла более выгодна, чем плоская, создал вихревую теорию гребного винта. Исследовал он и проблемы прочности самолетов.

К исследованиям Жуковский часто привлекал молодежь. Осенью 1909 года он открыл при Императорском училище правоведения научный воздухоплавательный кружок, где со студентами занимался теоретическими и экспериментальными изысканиями авиационных проблем. Под его руководством они проектировали и изготовляли аэродинамические трубы, измерительную аппаратуру, планеры и модели самолетов, которые сами же и чувствовали. В этом кружке учился управлять планером и Андрей Туполев, впоследствии ставший известным авиаконструктором.

В января 1911 года Жуковский выступил с выговором в Политехническом музее. «Когда человек прошел уже большую часть своего жизненного пути, — говорил он, — тогда перед его интеллектуальным взором невольно встает то, что составляло главное содержание его жизни.

Для меня главный жизненный интерес сосредотачивался на возлюбленной мною науке — механике».

После основы Первой мировой войны при участии Жуковского в МВТУ велись курсы подготовки военных летчиков, где слушатели изучали теоретические основы авиации. За три года их окончили 242 человека. Там же, в МВТУ, Жуковский и его ученики коротали исследования в области авиационного бомбометания.

В 1918 году при активном участии Жуковского был создан Центральный аэрогидродинамический институт, сейчас носящий его имя, в 1920-м — Московский авиатехникум (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского). Также в 1920 году был издан декрет Рекомендации народных комиссаров за подписью В.И. Ленина об учреждении премии им. Н.Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о линии льгот для самого ученого. Однако в феврале Жуковский заболел воспалением легких, в июне перенес удар, в конце года подхватил брюшной тиф, под новоиспеченный год случился еще один удар. 17 марта 1921 года он скончался. Похоронен Жуковский был на кладбище Донского монастыря в Москве.

Сейчас в честь Жуковского наименован город в Московской области и микрорайон в Харькове, его имя носят премии и стипендии, учебные заведения и кафедры. Также имя Жуковского прикарманено кратеру на обратной стороне Луны.

>