«Нет уверенности в неопасном полете Фишера и Юрчихина»

Новость опубликована: 13.01.2017

«Нет уверенности в безопасном полете Фишера и Юрчихина»

Декабрьская авария корабля «Прогресс» устанавливает под вопрос намеченный на март старт космонавтов к МКС. К таким выводам приходят эксперты по итогам расследования, в которых виновником аварии наименован двигатель третьей ступени.

Главное

  • «Нет уверенности в безопасном полете Фишера и Юрчихина»

    Черепаху, ставшую инвалидом от секса, поставили на колеса

  • Самое читаемое: авария «Прогресса» угрожает пилотируемым запускам

  • Пора рассекречивать авиакатастрофы

  • Психологи диагностировали слабоумие у художников по их картинам

  • «Мы считали Ту-154 острием прогресса»

Декламируйте также

  • Взнос по программе госсофинансирования пенсий необходимо сделать до конца года

  • Заплатить за соседа

Комиссия «Роскосмоса» подвела итоги расследования декабрьской аварии, в итоге которой был потерян грузовой корабль «Прогресс», направлявшийся к Международной космической станции.

Тогда в результате аварии грузовой корабль упал на территорию Тувы с третьей ступенью ракеты-носителя «Союз-У», во пора работы которой и произошел отказ. За прошедшие полтора месяца в СМИ утекали возможные версии происшедшего отказа, однако лишь ныне комиссия обнародовала выводы, в которых смогла отчасти локализовать проблему.

По результатам ее работы выяснилось, что в полете произошло нештатное механическое разделение третьей ступени и корабля «Прогресс». Члены аварийной комиссии ввели, что наиболее вероятная причина аварии — вскрытие бака «О» (окислителя. — «Газета.Ru») третьей ступени в результате воздействия элементов, возникших при разрушении двигателя 11Д55 (РД-0110) из-за возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя.

При этом сам пожар насоса окислителя мог завязаться как по причине попадания посторонних частиц в полость насоса, так и из-за возможного нарушения технологии сборки двигателя

— несоответствия зазоров между шнеком и втулкой, между плавающими перстнями и крыльчаткой, возможного дисбаланса и биения ротора. Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полете, установила комиссия.

В «Роскосмосе» известили, что в ближайшее время будет представлен план первоочередных мероприятий на предприятиях по обеспечению безопасного запуска грузового корабля «Прогресс МС-05», для какого в последний раз планировалось использовать устаревшую ракету «Союз-У».

В своей недавней статье главный редактор сайта Russianspaceweb.com Анатолий Зак нашел аналогии между декабрьской аварией и несчастливым запуском грузовика «Прогресс М-12М» 24 августа 2011 года, который также осуществлялся при помощи ракеты «Союз-У».

«В терминах динамики полета декабрьская авария имеет сходство с аварией 2011 года, так как несогласие имел место во время фазы стабильного взлета», — считает эксперт. И хотя причина аварии частично локализована, неясность целой картины отказа несет угрозу следующему запуску уже пилотируемой миссии к МКС, которая намечена на 27 марта при помощи ракеты «Союз-ФГ».

«Если комиссия не сможет отыскать причину аварии «Прогресса МС-4»,

нет уверенности в безопасности полета Джека Фишера и Федора Юрчихина при запуске 27 марта», — находит он.

По мнению экспертов, упоминание посторонних частиц ранее приводилось в результатах расследования отечественных ракет «Протон», «strange particles» фигурировали и в расследовании несогласий и американских ракет в прошлом.

«Вообще ракетные двигатели очень чувствительны в различным частицам. Если в топливный тракт попадает неметаллическая крупица, она, как правило, просто сгорает, и это приводит к локальному увеличению температуры. Что в горячем тракте, что в самих насосах очень маленькие зазоры между обращающимися и неподвижными частями. Если металлическая частица попала в насос, она может застрять между вращающейся частью крыльчатки и статором, и тогда от трения может завязаться микропожар», — пояснил «Газете.Ru» редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев.

Разработчиком двигателя РД-0110 является воронежское ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики», а прямым производителем — «Воронежский механический завод». Разработка двигателя началась еще в 1963 году, а в 1967-м он был запущен в производство. РД-0110 трудится на керосине и жидком кислороде.

По словам Афанасьева, декабрьская авария опаснее отказа, который уже случался ранее с новым двигателем третьей ступени РД-0124 на ракете «Союз-2». Дело в том, что этот двигатель не сертифицирован для пилотируемых полетов, а для них сертифицирован лишь проблемный РД-0110.

А в плане устройства третьей ступени ракеты «Союз-У» и «Союз-ФГ», на которой предстоит лететь астронавтам, идентичны.

«Теперь будут проводиться какие-то мероприятия, как правило, это приводит к переносу пилотируемых запусков. Ведь пока локализован большенный участок и картина разрушения очень сложная», — отметил эксперт.


Ответить