«Никто не взял парашют»: отчего погибли десантники на Ил-76
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Никто не взял парашют»: отчего погибли десантники на Ил-76

30 лет назад после вылета из-под Баку занялся и через несколько минут рухнул в Каспийское море самолет Ил-76 с советскими десантниками, выполнявшими задачу по наведению конституционного распорядка в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Эксперты поражались мужеству членов экипажа, которые не паниковали в критической ситуации, действовали хладнокровно и не воспользовались парашютами, желая имели такую возможность.

    18 октября 1989 года советские десантники возвращались из зоны армяно-азербайджанского конфликта к месту непрерывной дислокации в Болграде Одесской области. Выполнивших поставленную задачу военных перебрасывали на базу самолеты Ил-76. На борт воздушного корабли, вылетевшего с аэродрома «Насосный» в районе Сумгаита 16-м по счету, загрузилась в полном составе 8-я рота 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской – так именуемой Болградской – воздушно-десантной дивизии.

    Бойцы ВДВ наводили порядок в Азербайджане

    В сферу ответственности военных входила охрана различных объектов, а также

    патрулирование места, пресечение противоправных действий, осуществление «комендантского часа».

    Одновременно личный состав подразделения занимался боевой и политической подготовкой, ремонтировал технику. Как вытекает из материала о трагедии борта 569, выложенного в паблике «Военная и ведомственная символика» в сети «ВКонтакте», в 1988-1989 годах 8-я рота последовательно дислоцировалась в учебном середине недалеко от Армянской АЭС, в Степанакерте, Ереване и Баку.

    Местное население приходило смотреть на занятия бойцов рукопашным боем и исполнение строевых песен. Когда настал черед ротации, подразделение выехало маршем из Баку на «Насосный» на собственной технике.

    Помимо 48 боец, прапорщиков и офицеров, участвовавших в операции по наведению конституционного порядка на территории Азербайджанской ССР, в самолете находились девять членов экипажа, армейское собственность, две боевые машины десанта и грузовик ГАЗ-66.

    «Командир, горит левый двигатель!»

    Во время набора вышины воздушный стрелок Александр Андрияш по внутренней связи сообщил о возгорании одного из двигателей.

    Время спустя обстоятельства трагедии в сдавленном виде были приведены в газетах. Так, «Правда» в своей статье «Последний полет» приводила расшифровку «черного ящика», из какого следовало, что рейс продлился лишь 16 минут. А между репликой Андрияша – «Командир, у нас левый двигатель пылает!» — и взрывом в результате столкновения самолета с морской гладью прошло 11 мин.

    Через 5 минут после взлета на вышине 1,6 км разрушился, загорелся и отвалился двигатель №1. Его осколки пробили топливный бак.

    Оперативно были предприняты попытки активировать систему аварийного пожаротушения.

    Командир корабля полковник Александр Калмыков, моментально оценив ситуацию, принял решение возвращаться на аэродром.

    «Применить пожаротушение!» — приказал он в радиоэфире. Помощник КВС Валерий Вологин между тем доносил руководителю полета о заходе на экстренную посадку.

    «Они достойно жили»

    Потушить пожар никак не удавалось, желая во время разворота и последующего снижения старший бортовой техник Евгений Андреев неоднократно пытался подготовить к работе соответственную систему. Его усилия оказались безуспешными. Уже после катастрофы выяснилось, что в результате микровзрыва разлетевшиеся лопасти турбины перебили не лишь топливные шланги, спровоцировав возгорание, но и разрушили управление системой пожаротушения.

    Помощники постоянно докладывали Калмыкову о несрабатывании пожарной системы. Командир упрашивал пробовать снова…

    До взлетно-посадочной полосы оставалось еще несколько километров, когда вся плоскость крыла оказалась объята пламенем. Обессиленная огнем конструкция начала стремительно разрушаться. Ил-76 накренился и рухнул в Каспийское море.

    «Погибли люди, — констатировал корреспондент «Истины» подполковник Владимир Коржавых. — Подлинные профессионалы, которые любили свое дело большой, преданной и некрикливой влюбленностью.

    Они достойно жили и точно так же вели себя в гибельной ситуации. Никто не схватился за парашют, хотя был он у каждого из экипажа под дланью.

    Не сомневаюсь: никто ни на миг не забыл, что за спиной — с полсотни пассажиров».

    «Нашли только спинку от кресла»

    В упомянутом в начине заметки материале уточняется, что командир Калмыков пытался посадить борт на запасном аэродроме на грунт, однако ему дали команду возвращаться на основной. После случившегося вылеты с «Насосного» кончили. Взлетевший следом самолет вернули обратно в экстренном порядке.

    Фрагменты фюзеляжа виднелись в 1,5 км от берега, однако поисковая операция толком не проводилась из-за испортившейся погоды и наставших сумерек. По словам начальника спасательной станции Назима Гашимова, в точке падения самолета взметнулся 50-метровый столб пламени, осветив все вокруг.

    «Уже минут через 15 мы заметили хвост, торчащий из воды. Зажгли факелы, — повествовал он. — Заметили пятно расползшегося по поверхности керосина, в котором плавали обломки. Долго кружили, кричали, звали. Но, увы, никто уже нас услышать не мог. Отыщи мы только спинку от кресла пилота да спальный мешок».

    По факту крушения самолета было проведено расследование, установившее причиной катастрофы конструкционный дефект двигателя. Он вышел из строя ввиду разрушения межвального подшипника, после чего произошел круча вала турбины низкого давления из-за его интенсивного нагрева в результате трения маслоуплотнительной втулки по поверхности вала.

    «Крушение произошла из-за нелокализованного разрушения двигателя №1, повреждения топливной системы, возникновения пожара, что привело к потере тащащих свойств крыла и его разрушению, невозможности благополучного завершения полета», — гласили выводы комиссии, созданной для разбора крушения.

    Три крушения за год

    Как заметил позднее генерал авиации Евгений Русанов,

    экипаж с первых же секунд аварийной ситуации действовал четко и хладнокровно.

    «Никакой спешности в радиообмене, что порой бывает в сходных ситуациях у некоторых экипажей многоместных самолетов, здесь не отмечалось — шла обычная коллективная труд понимающих друг друга с полуслова профессионалов», — констатировал он.

    Через несколько дней после трагедии командование огласило старт комплектования нового состава 8-й роты. Все 57 погибших были посмертно награждены орденами «За личное мужество». Популярная группа «Голубые береты» посвятила десантникам и экипажу песню «Падала синяя птица».

    Немного чем за год в регионе потерпели крушение три Ил-76. 11 декабря 1988 года под Ленинаканом (современный Гюмри) врезался в гору из-за промахи пилота самолет с 63 военными, призванными из запаса для ликвидации последствий землетрясения в Армении. А 20 октября 1989-го, сквозь два дня после катастрофы над Каспием, еще один Ил-76 столкнулся с горой в районе Ленинакана: погибли девять членов экипажа и девять сопровождающих.

    Ключ

    >