Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Новость опубликована: 24.07.2019

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

26 февраля 1949 года в порт Севастополя пришёл огромный красивый линкор, только старый и ржавый. Гигантский, могучий корабль «Новороссийск» одним только видом вселял трепет. Это был самый большой военный корабль во всем советском флоте, флагман, который должен был воплощать в себе мощь страны-победительницы, но вместо этого сделался загадочной могилой для более чем 600 моряков и символом безалаберности.

Содержание

  • «Юлий Цезарь» идет на восток
  • Ржавое корыто или грозный флагман?
  • Взрыв
  • Шпионы, немцы, диверсанты, КГБ
  • Стоимость сотен жизней в СССР

«Юлий Цезарь» идет на восток

Вообще-то, до того как попасть на службу в советский флот, «Новороссийск» относился итальянцам и назывался совсем по-другому. Giulio Cesare, то есть «Юлий Цезарь», был заложен на генуэзской верфи в далеком 1910 году. По тем порам это был самый современный корабль, адаптированный для ведения дальнего боя и применения фугасных снарядов.

Основное вооружение линкора составляли 13 орудий калибра 305 миллиметров. Помогали им еще 34 пушки поменьше. Запланированная скорость на целом ходу должна была превысить 22 узла. Все это делало Giulio Cesare одним из самых быстроходных и мощных дредноутов своего поре.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Еще не готовый Giulio Cesare спускают на воду. 1911 год

Корабль был готов к 1914 году и должен был проявить себя в Первой всемирный войне. Но не проявил. Итальянцы жутко боялись за свое дорогостоящее детище и в бой «Цезаря» так и не пустили. Впрочем, и после войны корабль-красавец неужели что тешил честолюбие итальянского командования, никак себя не проявляя.

В 1930-е стало ясно, что еще одной мировой войны не избежать. Ее грядущие участники принялись спешно модернизировать свое успевшее проржаветь вооружение. Не минула эта участь и флот, в том числе итальянского «Цезаря». По сути, от старого судна ничего не осталось, заменить успели почти все. Так, носовую часть корабля удлинили на 12 метров (общая длина достигла 186 метров), новоиспеченные двигатели увеличили скорость на 5 узлов, обновленная артиллерия стала еще более смертоносной.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Giulio Cesare до модернизации…

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

…и после

Забавно, но и во пора Второй мировой войны итальянский флагман не одержал ни одной победы. Более того, он лишь единожды вступил в бой, да и то не по своей инициативе. Летом 1940 года Giulio Cesare в составе эскадры наткнулся на английское соединение. Буквально с первого залпа британцы проколотили дымовую трубу, две палубы и переборку итальянского линкора. Потери экипажа превысили 100 человек, и под прикрытием дымовой завесы «Юлий Цезарь» совместно с эскадрой был вынужден ретировался.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Giulio Cesare отстреливается, но в итоге позорно отступает

После ремонта корабль еще несколько раз сходил в море для сопровождения конвоя. В конце концов его вывели из активного состава флота и отправили ржаветь в порт Таранто. А после брани настало время репараций. После многочисленных перетасовок между союзниками Giulio Cesare оказался в СССР. Так началась история «Новороссийска», в какой переименовали «Юлия Цезаря».

Ржавое корыто или грозный флагман?

«Новороссийск» моментально стал самым сильным кораблем советского флота. Однако линкор пришёлся СССР в плачевном состоянии. Внешне это было по-прежнему внушающее судно. Однако вводить его в строй было нельзя. Очутилось, что в более-менее удовлетворительном состоянии находились лишь орудия, главная энергетическая установка и обшивка. Двери, люки, переборки, арматура, трубопроводы, дизель-генераторы и прочие системы открыто не обрадовали командование. Ситуация осложнялась отсутствием технической документации — в распоряжении моряков оказались лишь разрозненные чертежи и описания на итальянском стиле.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Уже не Giulio Cesare, а «Новороссийск»

Неудивительно, что следующие шесть лет флагман советского флота находился в ремонте. За это время добавили шесть зениток, ввели радиолокационные станции, средства связи, заменили дизель-генераторы, частично отремонтировали главные и вспомогательные механизмы. И все же сделать из «Новороссийска» конфетку не вышло.

Почиталось, что при должном объеме ремонтных работ линкор способен прослужить еще лет 15. Но масштабного ремонта корабль так и не дождался. Вокруг «Новороссийска» закипели нешуточные политические страстности. С одной стороны, его модернизация стоила огромных денег, с другой — оставлять все как есть или списывать корабль было нельзя. Как так, взяли мощнейший линкор в качестве репарации — и разом в утиль?

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Что делать с «Новороссийском», так и не определились. Предлагалось использовать его в качестве базы для обучения матросов хитростям службы на будущих тяжких кораблях СССР. Но опять же вопрос престижа не позволил воплотить эту идею в жизнь.

Как много позднее вспоминал один из советских офицеров линкора, артиллерию «Новороссийска» даже желали снабдить ядерными боеприпасами. В то время обе сверхдержавы с упоением окунались в атомную эру и были готовы внедрять новое оружие всюду. Экс-«Цезарь» подходил для ядерных экспериментов как нельзя лучше хотя бы потому, что просто-напросто был единственным в составе советского флота кораблём, способным выдержать ядерный залп со своего борта.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

На палубе «Новороссийска»

Впрочем, какими бы ни были планы на «Новороссийск», им не суждено было сбыться. Настала осень 1955-го. Линкор только-только приступил к боевой подготовке, когда случилась одна из самых страшных и загадочных крушений в истории советского флота.

Взрыв

28 октября 1955 года краса и гордость советского флота линкор «Новороссийск» вернулся после одного из малочисленных тренировочных выходов в море и встал в Севастопольской бухте напротив военно-морского госпиталя. Швартовка закончилась поздно вечером, после чего доля команды из матросов-сверхсрочников сошла на берег. Тем не менее на борту судна оставалось около 1600 человек.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Вообще-то, экипаж «Новороссийска» не должен превышать 1200 с небольшим человек. Однако в тот день на корабль прибыли сотни курсантов, которые должны были воочию увидеть знаменитый флагманский линкор.

В полвторого ночи 29 октября корабль тряхнуло от мощного толчка. Соседние корабли засекли взрыв в районе носовой части «Новороссийска», сопровождавшийся световой вспышкой и выбросом черного дыма. Подводный взрыв покинул в обшивке пробоину площадью под 150 квадратных метров. Моментально вышла из строя электростанция, обеспечивающая корабль электричеством.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Экипаж линкора

«Новороссийск» окунулся во тьму. Началась борьба за выживание линкора. В течение пяти минут после взрыва матросы восстановили энергоснабжение корабли. В кратчайшее время удалось остановить распространение воды на нижних палубах, перекачать мазут на левый борт для выравнивания наметившегося наклона. Пострадавших от взрыва эвакуировали на берег.

Спустя 50 минут после взрыва на корабль прибыли высокие чины — командующий Черноморским флотом Виктор Пархоменко и вице-адмирал Николай Кулаков. Командование отдало распоряжение: буксировать «Новороссийск» к береговой отмели. Тем временем вода через пробоину все же распространилась по броневой палубе линкора, из-за чего опять начинов нарастать крен.

Отметим, что к тому времени погибших непосредственно от взрыва было относительно немного, а командование до конца не осознавало тяжесть уложившейся ситуации. Крен постоянно нарастал. По воспоминаниям участников, старшие офицеры просили Виктора Пархоменко и Николая Кулакова отдать распоряжение об эвакуации команды. Однако те раз за разом отказывали: «Отставить панику!»

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Виктор Пархоменко

Катера без особого успеха продолжали тянуть «Новороссийск» к сберегаю. Постепенно нос линкора набирал воду через пробоину, корабль все больше кренился набок. Считалось, что даже в худшем случае ничего чрезмерно страшного не произойдет, ведь при глубине 16—18 метров полное опрокидывание корабля шириной под 30 метров невозможно — максимум корабль ляжет на один из бортов, тогда как второй послужит опорой для моряков.

Вот только никто не учел 20-метровый слой ила. Несмотря на усилия матросов по спасению корабли, в 4:15 крен «Новороссийска» достиг критических 20 градусов — корабль стремительно завалился на левый борт и опрокинулся наверх килем, вспоров мягкое илистое дно металлическими конструкциями. Люди буквально посыпались в воду, а спустя мгновение были сервированы бесконечным железным боком «Новороссийска».

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

В результате катастрофы погибли 609 человек (по другим данным, 829). Большинство из них померли из-за опрокидывания корабля. Многие оказались заперты в воздушных мешках внутри погибшего линкора. Вытащить получилось итого девятерых. Остальные еще три дня стучали по переборкам изнутри…

Шпионы, немцы, диверсанты, КГБ

Главная загадка гибели «Новороссийска» и многочисленных жертв — вина всего этого. Да, прошло почти 64 года, но до сих пор достоверного ответа на то, из-за чего же произошел взрыв, нет.

Официально созданная для расследования инцидента комиссия пришагала к выводу, что источник взрыва находился вне корабля, а сила взрыва соответствовала заряду с тротиловым эквивалентом около тонны. Дальше специалисты ступают на зыбкую почву предположений. Так, наиболее вероятной причиной катастрофы назвали оставшуюся после войны немецкую магнитную мину. При этом не исключалась, но и не подчеркивалась возможность диверсии.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Проблема в том, что в любой из версий хватает нюансов и упущений, которые сводят их на нет. Так, многие эксперты указывают, что внутренние повреждения корабля не характерны для минных взрывов. Кроме того, к тому поре взрыватели и источники питания мин должны были прийти в полную негодность. А если принять во внимание, что в этом же месте различные корабли, в том числе «Новороссийск», прежде швартовались десятки раз и не взрывались, минная версия выглядит еще менее вероятной.

Тогда, может, диверсия? Многие припомнили «черноволосого принца» Юнио Боргезе — легендарного командира самой успешной итальянской флотилии во время Второй мировой войны. Собственно он инициировал формирование подразделения подводников-коммандос для диверсионных операций. К тому же вроде бы когда-то где-то Боргезе якобы грозился, что отплатит СССР за Giulio Cesare. Некоторое время назад некий пожилой итальянец даже заявил СМИ, что чуть ли не своими дланями подорвал линкор.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Юнио Боргезе. фото: ColorizedHistory

Однако в этой версии противоречий не меньше. Во-первых, такую диверсию, особенно с учетом нрава итальянцев, вряд ли удалось бы сохранить в тайне. Во-вторых, в Италии не слишком-то ценили Giulio Cesare и, скорее, наоборот, бывальщины рады отделаться от устаревшего линкора, который к тому же пошел в зачет в качестве репараций. В-третьих, в середине 1950-х у Италии было, мягко сообщая, не лучшее экономическое положение. У страны явно были куда более важные дела, чем гипотетическая месть за ржавое корабль.

Еще одна версия гласит, что во всем повинен КГБ. Мол, Хрущев дал спецслужбам задание: дискредитировать главнокомандующего флотом Николая Кузнецова. Угодившего в придворную опалу адмирала и правда сняли с должности вскоре после гибели «Новороссийска», да еще с позорной формулировкой. Но здравый резон все же настойчиво подсказывает: подвергать смертельной опасности полторы тысячи человек только для того, чтобы лишить высокой места одного? Звучит слишком фантастически.

Несмотря на то что гибель «Новороссийска» оставила много вопросов, превалирующей по-прежнему остается версия с немецкой магнитной миной. Попросту потому, что остальные еще менее правдоподобны.

Цена сотен жизней — выговор

Зато эксперты единогласно сходятся во мнении, что не взрыв загубил столько жизней, а череда обстоятельств — начиная техническим состоянием корабля и заканчивая бездарным командованием высшего руководства.

Конструктивно подобный линкор, как «Новороссийск», должен был остаться на плаву после доработки. Но судно, несмотря на бесконечный ремонт и модернизацию, оказалось не готово к службе. Его переборкам недоставало запроектированной прочности, корабль был перегружен, а большинство общекорабельных систем так и не бывальщины настроены. На линкоре было огромное количество не закрывавшихся ходов и отверстий — некоторые лазы вырезались специально, чтобы членам экипажа было спокойно перемещаться.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Свою роль сыграли и действия людей после взрыва. Судно пытались оттащить на мель, но из-за неорганизованности так и не смогли это сделать. Недооценили глубину с учетом ила. В крышке концов, опасаясь обвинений в непринятии всех мер для спасения корабля, Виктор Пархоменко и Николай Кулаков затянули с приказом о спасении экипажа. Когда он был отдан, моряки уже погибали под кораблем. А вот командование спаслось: оно хоть и находилось на корабле, но выбрало самое безопасное место — ют линкора.

В общем, если бы не человечий фактор и состояние самого «Новороссийска», масштабы трагедии были бы гораздо меньше. К слову, виновниками гибели судна и 609 человек признали Пархоменко и Кулакова. Им огласили выговор и сняли с должности.

Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек

Подъем «Новороссийска» в 1957 году

Что касается линкора, то спустя два года после затопления его возвысили и отбуксировали в Казачью бухту Севастополя. Там «Новороссийск» разобрали и отправили на переплавку.


Весьма таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек