Отчего мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отчего мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш

Отчего мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш?

Бросать оземь шапку

Экспрессивный жест, какой артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе.

Публичное снятие шапки почиталось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в каком ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.

Чесать затылок
Отчего мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш

Человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Проблема – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из общенародной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.

Рвать на груди рубаху
Отчего мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш

Вероятно, изначально это была импровизированная присяга. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, популярно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека показаться на плаху за правду.

Бить себя в грудь
Отчего мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш

Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен татаро-монголами. Так «степняки» приносили присягу своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.

«Коза»
Отчего мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш

Как правило, этот жест ошибочно вяжут с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».

На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злобных духов. Когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой длани. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.

Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские попы, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Избавителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.

Кукиш
Отчего мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш

Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о фиге, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого обороты fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). Ссимвол этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным дамам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.

Щелчок по шее
Отчего мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш

Этот жест из питейной традиции артикулировал общераспространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Уместно, он «изобрел» и другую «питейную» фразу — немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение перекупщики горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил империи в 1914 году.

>