Под звёздно-полосатым флагом. «Флот голодания» плывёт в Россию
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Айвазовский об американской поддержки голодающим в России.
Бывает, о чем-то рассказывает журналист. Бывает, о том же рассказывает… художник! Вот и сегодня наш рассказ пойдет о двух необычных полотнах И.К. Айвазовского, который с их помощью поведал об одном малоизвестном эпизоде российско-американских отношений.

Под звёздно-полосатым флагом. «Флот голодания» плывёт в Россию

Корабль помощи. 1892 г. Картина И.К. Айвазовского

Как несложнее всего удержаться у власти?

В свое время известный британский философ и ученый Бертран Рассел в своей «Истории западной философии» привел древнейший «Кодекс тиранов», сваливаемый Аристотелю и содержащий следующие рекомендации:
1. Ни в коем случае не позволять выдвигаться достойным. Каковых можно даже казнить.
2. Совместные обеды запретить (сообщая языком современности это означает отмену свободы собраний), чтобы пагубные для общества мысли не распространялись.
3. Содержать шпионов, чтобы достоверно знать, что на самом деле о тебе говорит народ и твои приверженцы.
4. Обещать улучшение жизни в будущем.
5. Строить социальные здания, чтобы народ был занят и имел деньги на развлечения.
6. Устраивать праздники, ибо когда народ поет и танцует, он не замышляет дурного!
7. Непременно вести войны (или же готовиться к ним), потому, что нужда в единовластном руководителе при этом возрастает.

«Сели в машину сердитые янки, хвост прищемили своей обезьянке»

Исходя из заключительного положения (а других мы сегодня касаться и не будем), вести подготовку к войне или маленькую войну, или пугать народ угрозой большенный войны всегда исключительно выгодно. Все просчеты и недоработки списываются на угрозу войны. И недаром наши СМИ сегодня так расписывают, как те же США готовятся к третьей всемирный войне с Россией и чуть ли уже ее не начали. Буквально отовсюду о злокозненных и сердитых янки идет речь. О самоубийцах, по сути дела, поскольку про последствия ответа они, разумеется же, хорошо знают. Ведь если после взрыва всего двух домов в Нью-Йорке там три месяца не выплачивали зарплату, поскольку не могли связать крышки с концами кредитных операций и страховок, то что будет, если таких домов окажется… много? Хотя основная идея информационного потока подобный направленности понятна: продуцировать окопное сознание и дальше, и показать, что главные наши враги — это, конечно, противные американцы, вот не живется им покойно! И опять же для него имеются основания. Те же санкции, например. Но тут важно помнить о процентном содержании негатива и позитива. От чего вяще нам пользы или вреда: от проданного в США чугуна, титана, платиноидов и стальных нелегированных полуфабрикатов или от заявлений их отставных генералов и захода в Черноволосое море одного из их кораблей? Впрочем, сколько всего покупают у нас США и в каком процентном отношении к поставкам из других стран, ныне можно посмотреть в Интернете…

Всего-то пострадавшие от неурожая!

Однако были в истории России и такие времена, когда в народе о тех же янки говорили совсем по-другому, а по селам разъезжали тройки под звездно-полосатым американским флагом. Но когда и как такое случилось? Что ж, информация есть и об этом, причем иллюстрациями к ней послужат нам сразу две картины известного художника Айвазовского. Который, оказывается, писал отнюдь не лишь море, но и конные тройки под американским флагом. И да, у него были для этого основания.

Дело в том, что в 1891-1892 годах Юг и Поволжье России обнял сильный голод.

Причем, сколько ни пытались объяснить его неблагоприятными погодными условиями, причина была в другом – в политике страны. Дело в том, что Россия, чтобы пополнить свою казну, ежегодно экспортировала за границу много зерна. Только в первый голодный год за рубеж реализовали 3,5 млн. тонн хлеба. На следующий год положение ухудшилось еще больше. К голоду добавились эпидемии. Но и российское правительство, и купцы-зерноторговцы реализовали в Европу теперь уже 6,6 млн. тонн зерна, то есть почти в два раза больше. А все потому, что сам государь-император всячески отрицал сам факт голодания в России. «У меня нет голодающих, — говорил император Александр III, есть только пострадавшие от неурожая». Ну почему, почему царь-самодержец, переодевший армию в мужицкие кафтаны, подававший броненосцам имена святых и строивший здания в псевдорусском стиле, так плохо относился к своим же собственным мужикам – людям, являвшимся опорой его воли?

Граф В.Н. Ламсдорф в своем дневнике писал, что в высших кругах совсем не отдают себе отчеты в отношении голода, но, что самое скверное – даже не симпатизируют голодающим, а также тем сострадательным людям, какие стремятся оказать им помощь.

Всегда находятся люди или по крайней мере один человек…

Как и всегда, шило в мешке утаить очутилось невозможно. Не было тогда Интернета и спутниковой связи, но известия о голоде в России попали в европейскую печать, а затем и в американские газеты. И нашелся в Америке человек по имени Уильям Эдгар, редактор еженедельного издания «North Western Miller», какой предложил оказать России гуманитарную помощь. Было составлено и отправлено обращение к императору, но он принял решение опять же не разом, но все-таки позволил помочь голодающему русскому народу. Впрочем, может быть все это были лишь выдумки, чтобы возвысить тираж?

Но нет, вот, например, что о голоде этих лет писал ни кто-нибудь, а сам Лев Толстой: «Люди и скот действительно умирают. Но они не корчатся на площадях в трагических конвульсиях, а тихо, со слабым стоном болеют и умирают по избам и дворам… На наших глазах происходит не перестающий процесс обеднения состоятельных, обнищание бедных и уничтожение нищих… В нравственном же отношении происходит упадок духа и развитие всех худших свойств человека: кража, злоба, зависть, попрошайничество и раздражение, поддерживаемое в особенности мерами, запрещающими переселение… Здоровые слабеют, слабые, особенно старцы, дети преждевременно в нужде мучительно умирают». Однако это были не более чем слова. А вот У. Эдгар занялся и делами. Сразу после публикации в своем журнале первых материалов о голоданье в России он разослал по штатам пять тысяч писем, обращенных к торговцам зерном с просьбой пожертвовать зерно для голодающих в России.

Верные суждения и правильное мнение

Мало того, в своих статьях Эдгар решил также напомнить своим читателям, как во пора Гражданской войны между Севером и Югом именно Россия прислала в США свои боевые корабли и тем оказала Америке неоценимую услугу. Две военные эскадры, пришедшие в Западные и Восточные порты, показали готовность России помочь его стране в минуту испытаний. Вполне реальной была угроза со сторонки Англии и Франции, готовых прийти на помощь южанам. И почти семь месяцев стояли русские корабли у американских берегов, не подавая этой угрозе осуществиться. Так что, писал он, это с помощью России США выиграли гражданскую войну. Вмешайся в нее Англия и Франция, Север бы ее продул!

Все эти слова нашли отклик в сердцах американских граждан, и родилось правильное мнение, что власть – это власть, а народ – это народ и что ему необходимо помочь. И они начали сбор пожертвований на покупку зерна для голодающих русских мужиков. Все шло на добровольных началах, поскольку правительство США эту общенародную инициативу не одобрило, хотя в свободной стране и запретить ее проявлять тоже не рискнуло.

И хотя американцы удивлялись сообщениям, что, несмотря на голодание Россия продолжает экспортировать хлеб, они продолжили сбор средств на отправку голодающим «своего хлеба».

«Ибо какой мерой отмерите, подобный же отмерится и вам!»

Кажется, удивительным, но деньги на покупку хлеба для голодающих в далекой и малоизвестной стране собирали буквально среди представителей всех слоев американского общества. Денежки посылали и несли как фермеры, так и мельники, пожертвования приходили от банкиров и… религиозных деятелей, обращавшихся еще и с призывами к своей пастве, среди жертвователей бывальщины владельцы железнодорожных и морских транспортных компаний, телеграфные служащие, репортеры газет и журналов, государственные служащие, рабочие, преподаватели колледжей и школ, и даже обучающиеся. Хотя газеты продолжали сообщать, что зерно из России все также поступает на склады и на него ведутся биржевые торги! То кушать люди считали своим моральным долгом оказать помощь нуждающимся и совершить по-настоящему нравственный поступок, что, в общем-то, характеризует тех янки с хорошей стороны, не так ли? Вера ли была тому причиной, провозглашавшая милосердие к ближнему главным содержанием жизни христианина, или еще что, в этом случае не так уж и важно. Важен результат, а именно – собранные людьми деньги!

А в итоге американцы собрали их столько, что целых три нордовых штата и американский Красный Крест в течение нескольких месяцев свозили все, что было куплено и собрано за это время, а уже к концу зимы два первых корабли, с грузом муки и зерна, вышли в Россию.

Без воровства никуда

В начале весны 1892 года они прибыли к нам, причем совместно с грузом отправился и сам организатор этой акции – Уильям Эдгар. Многое он увидел собственными глазами и многое его удивило: и незаслуженное распределение присланной помощи, и просто безбожное воровство присланного зерна еще в портах. Негодованию американского журналиста просто не было предела. Но «в посторонний монастырь со своим уставом не ходят». Приходилось терпеть. К тому же главным было все-таки то, что с начала весны и до самой средины лета из Америки в Россию пришло целых пять пароходов с гуманитарным грузом, общий вес груза на которых составил более 10 тысяч тонн, что по стоимостям того времени стоило около одного миллиона долларов.

Интересно, что будущий император России Николай II оценил эту поддержка и написал тогда об этом так: «Мы все глубоко тронуты тем, что к нам из Америки приходят корабли, полные продовольствия». Сколько жизней спас этот хлеб, тогда, разумеется, никто не подсчитывал, да и вряд ли это и было возможно. Но то, что спас и не одну жизнь, а много – несомненно. Правда, о том, что хлеб американский, воли предпочитали особо не распространяться. Невольно ведь возник бы вопрос: «А наш-то хлеб куды дели?» Почему это американцы помогают голодающим, а «хозяева земли русской чтой-то нет», и удобопонятно, что этого следовало всеми силами избегать.

Но было так, что свидетелем этой эпопеи стал прославленный маринист И.К. Айвазовский, и он на все эти события отозвался по-своему. Он начал писать картины!

«Корабль помощи» и «Раздача продовольствия»

Когда первые пароходы «Индиана» и Миссури» из так именуемого «Флота голода» прибыли в Либаву и Ригу, Иван Константинович Айвазовский оказался среди тех, кто лично оказался свидетелем их встречи. Американские пароходы приветствовали оркестры, вагоны с грузом продовольствием бывальщины украшены флагами США и России. И волна народной благодарности и надежды на спасение настолько сильно подействовала на художника, что он написал разом два полотна: первое было названо им «Корабль помощи» (и на ней хотя бы было море и был корабль!), а вот второе было совершенно ему несвойственно и называлось «Раздача продовольствия». Ведь обычно художник ни людей, ни коней не писал. Практически все его картины – это море и корабли, и собственно их изображениями он и прославился. И вдруг, совсем неожиданно, такое!

Под звёздно-полосатым флагом. «Флот голодания» плывёт в Россию
«Раздача продовольствия» 1892 г. Картина И.К. Айвазовского

При этом последняя полотно особенно впечатляет. На ней в центре знаменитая русская тройка, груженная продовольствием, на которой стоит крестьянин и держит в руках американский флаг. А обитатели деревни от радости машут шапками и платками, а некоторые тут же обращаются к Богу со словами благодарности Ему и Америке за дарованную им жизнь. Полотно передает подлинный народный энтузиазм. Да и неудивительно, ведь еще вчера тебе и твоим детям грозила смерть от голода, а вот сейчас она отступила. И сразу же появилась надежда!

Когда правда глаза колет!

Интересно, что эти картины Айвазовского были запрещены к показу в России. Императора крайне нервировало переданное им на этих художественных полотнах настроение народа. Такой энтузиазм следовало обращать в сторону его, государева престола, а не каких-то заморских «либералов».

В итоге Айвазовский где-то в крышке 1892 – начале 1893 года уехал в Америку и забрал с собой столь не угодившие власти картины. Там он подарил их вашингтонской галерке Коркорана, где они потом выставлялись многие годы. С 1961 по 1964 годы Жаклин Кеннеди решила выставить их в Белом доме, открыто с намеком на потепление американо-советских отношений. Но в 1979 году их купил частный коллекционер из Пенсильвании, так что посмотреть на них стало уже невозможно. Но полотна не пропали и не затерялись среди частных коллекций. В 2008 году на аукционе Сотби оба этих полотна за очень приличную сумму (в 2,4 миллиона долларов) приобрел некий меценат и на этот раз прятать не стал, а тут же вновь передал их в галерею Коркорана в Вашингтоне, так что теперь их опять можно лицезреть. Так что, если кто из читателей «ВО» вдруг очутится в столице США и посетит эту картинную галерею, он сможет увидеть там две картины Айвазовского и теперь они уже не вызовут у него недоумения…

Вместо эпилога

Это сейчас у нас вот такая «информационная брань» идет, или, лучше сказать, ставится «дымовая завеса». Но вот случись что – и что будут писать и говорить у нас тогда?

Рванет Йеллоустоун, или от глобального потепления поползут пустыни до самой Москвы, потопит всю Западную Сибирь и Нью-Йорк, и придется нам тогда сообща и расселять, и кормить более миллиарда беженцев и мигрантов, оправляя для этого многие «корабли голодания». Но для этого нужно будет прежде всего научиться видеть друг в друге друзей, а отнюдь не врагов. И вот тогда наши СМИ напишут для нас нечто совсем иное, как это уже бывало не раз…

Источник

>