Сатисфакция: за какие слова и поступки в Российской империи можно было поплатиться существованием
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Сатисфакция: за какие слова и поступки в Российской империи можно было поплатиться существованием

Сатисфакция: за какие слова и поступки в Российской империи можно было поплатиться житием

Практика вызова на дуэль появилась на Руси довольно поздно, во второй половине XVII века, благодаря иностранцам. Вскоре дуэли бывальщины запрещены Петром I в 1706 году, а нарушение закона каралось повешением.

Кодекс чести

По определению культуролога Юрия Лотмана, дуэль – это «выходящий по определённым правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением». Таким манером, именно стремление к очищению от оскорбления было главной причиной вызова на дуэль.

При этом, для восстановления справедливости не обязательно было дойти до самого единоборства, а тем более убивать противника. Как указывает Лотман, иногда и сам вызов на дуэль считался очищением, за которым следовало примирение неприятелей.

Но бывали и случаи, когда снятие оскорбления требовало гибели одного из участников. Тогда изначально устанавливались смертельные обстоятельства поединка, не дававшие шансов одному из противников.

Одна из самых известных дуэлей в российской истории, закончившаяся гибелью великого стихотворца Пушкина, относится именно к таким, изначально предрешённым дуэлям. Барьеры отделяли Пушкина и Дантеса друг от друга лишь на 10 шагов.

Подобной была и литературная дуэль Грушницкого и Печорина, обрисованная Лермонтовым в романе «Герой нашего времени». Печорин неслучайно выбирал местом для поединка узкую площадку на вершине утесы. «Тот, кто будет ранен, полетит непременно вниз и разобьется вдребезги…», – объясняет герой Лермонтова.

Cherchez la femme

Вышеописанные дуэли объединяет одинешенек фактор – женщина. В Российской империи дуэли часто происходили из-за оскорбления чести женщины или же из-за оскорбления чести того, кто находил её своей.

Ещё одной известной «романтической» дуэлью можно считать так называемую дуэль четырёх, в которой участвовал и Грибоедов. Выговор идёт не об одной дуэли, а о двух, произошедших в 1817-1818 ггоды в Петербурге и Тифлисе. В первой из них сошлись кавалергард Василий Шереметьев и граф Александр Завадовский.

Шереметьев потребовал Завадовского на дуэль после того, как тот встретился у себя на квартире с возлюбленной Шереметьева – балериной Авдотьей Истоминой. Грибоедов же очутился вовлечённым в эту историю из-за того, что именно он привёз красавицу на квартиру к своему другу, у которого тогда жил.

По воспоминаниям современника этих событий драматурга Жандра, Шереметьев не ведал, кого ему следовало вызвать на дуэль, и просил совета у своего приятеля Якубовича. Именно он подсказал ревнивцу, что было «два лики требующих пули».

В итоге, в ноябре 1817 года состоялась дуэль между Шереметьевым и его обидчиком Завадовским, на следующий день после какой раненный кавалергард скончался. Но его честь всё же была восстановлена.

Как писал Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII-начало XIX столетия», самого факта пролития крови (неважно чьей) уже было достаточно для восстановления нанесённого ущерба.

Вторая дуэль с немного трагическим исходом произошла в 1818 году на Кавказе недалеко от Тифлиса. Якубович, давший другу слово отомстить за него, стрелялся с Грибоедовым, направлявшимся в то пора в персидскую миссию. В итоге дипломат получил ранение в кисть руки, а Якубович отделался лёгким испугом. Таким манером, и месть за друга могла стать причиной вызова на дуэль.

Самые необычные дуэли

Иногда поводом для дуэли становились совсем нелепые казусы, которые, однако, затрагивали честь обиженного и требовали восстановления справедливости. Об абсурдности некоторых случаев вызова на дуэль строчил Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на башке один волосочек, погнёт ли на плече сукно, так милости просим в поле…».

Так, например, тот же Пушкин, который всего за свою существование участвовал в 29 дуэлях, в молодости был вызван к барьеру своим товарищем Карлом Кюхельбекером за невинную шутку. А однажды в единоборстве чуть не сошлись два великих писателя Тургенев и Толстой из-за того, что последний во время спора плюнул в сторону своего давнишнего друга.

Необычным бывал и состав участников дуэлей. Несмотря, на то, что вызов на дуэль считается скорее способом выяснения касательств между мужчинами, случались и женские поединки. Так, например, в 1770 году спор между Екатериной Воронцовой-Дашковой и герцогиней Фоксон закончился вооруженным разбирательством.

Любительницей подраться на шпагах была и грядущая императрица Екатерина II. Ещё в отрочестве она таким образом пыталась выяснить отношения со своей троюродной сестрой. А уже будучи женой наследника престола Петра Фёдоровича, раз чуть не была вызвана им на дуэль, так как, по его словам, она стала «невыносимо горда».

К сожалению, дуэли, которые стоили жизни не одному представителю русской знати, зачастую происходили по причине затронутого самолюбия, а не чести.

>