Славяне на пороге государственности
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Славянская колонизация и зачатки государственности

Славянская колонизация VII столетия в средней и южной Европе существенно отличалась от той, что была в VI в. Если в первой участвовали в основном словени или склавины, заселявшие огромные территории, то в вытекающей ещё и анты.

Славяне на пороге государственности

Она происходила в условиях, когда славянские племена уже «познакомились» с государственными институтами других стран, и в процессе военной миграции завязалось формирование надплеменных форм управления, вначале у словен, затем и антов.

Неурядицы в аварской «кочевой империи» и полная утрата контроля византийцев над дунайской границей с 602 г. сыграли здесь важную роль (Иванова О.В., Литаврин Г.Г.) .

Столь активное продвижение славян в эти земли не могло осуществляться без военной организации. Это, судя по всему, была племенная военная организация (о чем мы детально напишем в отдельной статье), во главе родов стояли старейшины или жупаны (возможная этимология из иранского «великий господин, вельможа»).

Энгельс:
«Любое племя оседало на новом месте не по прихоти и не в силу случайных обстоятельств, а в соответствии с родственной близостью соплеменников… Более ближним по родству крупным группам доставалась определенная область, в пределах которой опять-таки отдельные роды, включавшие определенное число семейств, селились вместе, образуя отдельные села. Несколько родственных сел образовывали «сотню»…, несколько сотен образовывали округ…; совокупность этих округов составляла самый народ».

Переселенцы на новоиспеченных территориях формируют предгосударственные или военно-территориальные союзы, именуемые на Балканах и Дунае как Славинии или Склавинии (Литаврин Г.Г.). Константин VII (905-959 гг.) строчил:
«Архонтов же, говорят, эти народы не имели, кроме старцев-жупанов, как это в правилах и в прочих Славиниях».

Повседневным управлением общества у славян всё еще занимались не отдельные надплеменные главы – военные вожди, а главы родов.

Войны оборонительные, как в случае со славенами Само или наступательными, как в ситуации с племенами антского сферы, были и фактором стимуляции образования системы управления. Но, как мы видим из истории славян этого времени, с падением потребности вести оборонительные или наступательные брани процесс образование государства замедлялся или прекращался (Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В.) .

Славяне на Балканском полуострове и Пелопоннесе

Славянская миграция в этот регион делится на два этапа: первоначальный в VI в., второй с начала VII в. Как и везде, на первом этапе первенство было за склавинами, а анты стали принимать участие, очевидно, на втором этапе, после аварского нападения в начине VII в. Вот что пишет о событиях конца VI в. Иоанн Эфесский, пусть и несколько сгущая краски:
«В третий год после смерти императора Юстина, в царствование императора Тиверия, вышел распроклятый народ славяне и прошли всю Элладу, области Фессалоники и всю Фракию. Они захватили много городов и крепостей, опустошили, сожгли, полонили и подчинили себе район и поселились в ней свободно, без страха, как в своей собственной. Так было в течение четырех лет, пока император был занят войной с персами и все свои армии посылал на восток. Поэтому они расположились на этой земле, поселились на ней и широко раскинулись, пока бог им попускал. Они уничтожали, жгли и хватали в полон до самой внешней стены и захватили много тысяч царских табунов конских и всяких других. И до сего поре, до года 595, они расположились и живут спокойно в ромейских областях, без забот и страха».

После 602 г. движение славян в восточную доля Балкан и Греции усилилось. Продвижение это было не единовременное, в этом процессе происходит смешивание миграционных потоков, вследствие чего образуются новоиспеченные племенные группировки или они формируются родами на новой «договорной» основе, хотя и встречаются старые племена. Как происходило вторжение, неплохо можно видеть на примере осад славянами города Фессалоники (совр. Салоники) между 615 и 620 гг. Город несколько раз был под угрозой быть взятым штурмом в ходе осад, которые велись по правилам военного искусства. При этом осаждающие город племена соединились и выбрали главного военного вождя.

После неудач славян при осаде Фессалоники они отправляют главе авар дары, зовя его для помощи, уверяя, что после взятия города всех ждет огромная добыча. Жадный до богатств каган прибывает сюда с аварами и подданными болгарами и славянами. Эти события выходят до осады Константинополя в 626 г.

В каких отношениях находятся племена, осадившие греческий город, с каганом, не совсем понятно: с одной сторонки, они зовут на помощь авар, и те приходят как союзники, но каган тотчас сам возглавляет осаду. Скорее всего, разделение сил здесь было вылитым на аналогичное, совершившееся при осаде Второго Рима в 626 г., о чем мы писали в предыдущей статье на «ВО»: в собственное войско кагана входили авары, подчинённые номады болгары и земледельцы славяне. Интересно, что на другом конце Европы на помощь альпийским славянам при нападении бавар приходят авары. Итак, рядышком с аварами и их подчинёнными стояло союзное войско славян, начавшее осаду Фессалоники.

В «Чудесах Св. Димитрия Солунского», где описываются славянские осады, сообщается вытекающее:
«…имея с собой на суше свои роды вместе с их имуществом, они намеревались поселить их в городе после [его] захвата».

Это уже не просто грабительские налеты, а захват территорий, желая, конечно, славяне избегали жизни в городах, размещаясь в сельской местности.

До нас дошли названия племен, в том числе и участников осад Фессалоники.

Дрогувиты осели в Полуденной Македонии к западу от Фессалоники, сагудаты и другувиты в Южной Македонии, велегезиты поселились в Греции, в Южной Фессалии, ваюниты в Эпире, в зоне озера Янины, где жили берзиты, неизвестно.

Укажем также на антское племя смолян, которое осело в Западных Родопах, на реке Места-Нестор, вливающейся в Эгейское море (совр. г. Смолян, Болгария).

Вездесущие группа антского племени сербов расположилась в Фессалии, у реки Быстрицы. Судя по распространению антских фибул, племена антов, продвигавшиеся на Балканы, вдогонку за словенами и склавинами, занимали зону Подунавья, территории Болгарии, Хорватии, Сербии, Боснии и Герцоговины, немного присутствуют в самой Греции.

Славяне на пороге государственности
Антские фибулы. VI-VII столетий. Первая фибула — ГИМ, Москва, Россия; две фибулы — Британский музей, Лондон, Англия. Фото автора

В этих регионах выходят такие же процессы, как и в других местах миграции славян в это время.

Участники похода, так же, как в других регионах продвижения славян, имеют или выбирают военного предводителя. У Фесаллоники племена возглавил Хацон, какому подчиняются другие вожди, впрочем, часто племена в традиции ведения славянами войны действуют на свой страх и риск.

Военная активность славянских племен при их заселении восточных Балкан позволяет некотором исследователям, говорить о начале формирования раннего страны, что представляется логичным. На территориях, захваченных славянами, проживало и другое население, включая городских жителей Византийского государства (Ламерл П.).

Хорваты и сербы

В начине VII века на историческую арену выходят племена хорватов и сербов, оба племени или, правильнее сказать, союза племен относились к антской группе. Вытекает отметить, что эта племенная группа, скорее всего, антами себя никогда не называла, так как, по одной из версий, анты — это книжное наименование для племен, обитавших в VI веке в междуречье Буга и Днепра, до впадения Дуная в Черное море, а сами себя они как раз и называли: хорваты, сербы и т.д. Увлекательно, что хорваты, как писал Константин Багрянородный, определяли свое самоназвание как «обладатели большой страны». И нам представляется, что это не ошибка и речь не о «Великой Хорватии», а о реальной самоидентификации хорват. Этимология этого термина от «пастырей», конечно, не имела никакого значения для этого периода, также вряд ли это самоназвание было связанно с тем, что хорваты местами рассеялись с начином VII в. по всей средней, южной и восточной Европе. Речь, конечно, идет о самовосприятии ими периода антской общности, и, что действительно отвечает фактом, анты были обладателями большой страны в Причерноморье.

Как же развивались события в канун прихода в западную часть Балкан антских племён?

Славяне на пороге государственности
Оружие VI-VII вв. Общенародный музей. Белград

По сообщению Константина Багрянородного, опиравшегося на какую-то легенду, византийские всадники из пограничной стражи совершили налет за Дунай на безоружные славянские, а вероятно, и аварские поселения, где все мужчины ушли в поход, после чего, как пишет базилевс, авары устроили засаду на ромеев, совершавших очередной набег за Дунай, после чего лукавством захватили главный город и большую крепость Салону (район Сплита, Хорватия) в Далмации, постепенно заняв всю территорию, кроме береговых городков.

Славяне на пороге государственности
Амфитеатр города Салоны, Современный вид

Археологи фиксируют разрушения в поселениях Рим под Роча, Мунтаяна, Врсар, Клоштар, Рогатица и пр. (Марусик Б., Седов В. В.).

Это дало предлог папе Григорию Великому в своем посланье от лета 600 г. к епископу Салоны Максиму сокрушаться по поводу постоянных вторжений славян, впрочем, отмечая, что все эти беды «по грехам нашим».

Походы авар и подчиненных им славян бывальщины, как пишет Павел Диакон, на эти территории в 601 или 602, 611 и 612 гг. В 601 (602) г. совместно с лангобардами.

Фома Сплитский уточняет, что Салону осадили и взяли конные и пешие армии «готов и славян».

Фома Сплитский, который писал в XIII в., мог совместить два события. Первый раз славяне оказались у Солуни в 536 г., а у Диррахия (Драч) — в 548 г. В 550 г. в Далмации зимовали славяне, к каким присоединились весной еще отряды из-за Дуная для грабежей в этих краях, и, как сообщал Прокопий Кесарийский, ходили неподтвержденные вести, что славян подкупил король итальянских готов Тотила с целью отвлечь войска ромеев, планировавших высадку в Италии. В 552 г. Тотила ограбил Керкиру и Эпир, ближние земли к Далмации.

А в 601 (602) г. лангобарды грабили Далмацию совместно с аварами и славянами. Это и дало повод историку смешать два события.

Немало того, как сообщает Фома Сплитский, славяне не просто грабили, они пришли сюда в составе целого знатного союза племен (семь или восемь) словенской группы: лингоны или ледзяне. Как сообщает Константин Багрянородный, эти земли вначале бывальщины разграблены и превратились в пустыню, после чего славяне и авары начинают оседать здесь, вероятно, при сохраняющемся господстве заключительных.

Собственно археологических находок аварского происхождения крайне мало в этом регионе (Седов В.В.).

После описанных событий новоиспеченная волна переселенцев обрушилась на эту часть Балкан в начале VII в. Мы видим, что анты-хорваты и анты-сербы появляются в разных местах аваро-словенской территории. Хорваты шагают не с территории некой «Белой Хорватии». Все племенные хорватские центры в VII в., включая «Белую Хорватию» и хорватов в Карпатах, формируются в процессе их перемещения с норда Дуная. То же можно сказать и о сербах: часть из них перемещается на Балканы: во Фракию, Грецию и Далмацию, а часть двинулась на запад, к рубежам германского мира.

Хорваты, как и сербы, приходят в западную часть Балканского полуострова в самом начале правления императора Ираклия, в этап жестокого внешнеполитического кризиса на востоке империи, где сасанидский Иран захватывал важнейшие провинции: весь Ближний Восток и Египет, воевал в Небольшой Азии и Армении.

Этими племенами были хорваты, захлумы, тервуниоты, каналиты, диоклетианы и паганы или неретвляне. Что вполне сходится с периодом после поражения антов от авар в начале VII в. на фоне двух важных моментов.

Первое — вторжение антских племен в этот регион выходит в период начала ослабления каганата в первом десятилетии VII в. Естественно, племенная организация способствовала военному сплочению хорватских родов, но ратифицировать, что прибывшие сюда племена имели достаточно сильную в военном отношении группировку, а не слабо организованную массу переселенцев, «спасающихся от вражьего нашествия», нет особой причины (Майоров А.В.).

Тем более что те же авары, например, бегущие от тюрков, представляли грозную силу для других племен, как и гепиды, эрулы или те же готы, в этап переселения народов. Спасавшиеся от преследования народы часто бывали достаточно сильными в военном отношении: важно, с кем сравнивать.

Второе — в условиях, когда после низвержения императора Фоки (610 г.) во фракийской армии, переброшенной для борьбы с Персией, в войске осталось только два участника переворота Фоки, Византия могла на своих северных границах опираться лишь на дипломатию (Кулаковский Ю.).

Славяне на пороге государственности
Ромейские воины в образе Иисуса Навина и Халева. Терракотовая икона из Виничка Кале. VI—VII вв. Музей Скопие, Македония

И тут, вероятно, снова пригодились давние связи Константинополя с антами. Империя, не имевшая военных сил для обороны в этом регионе, использовала принцип «разделяй и властвуй».

Неспроста пришедшие хорватские (антские) племена начинают длительную войну с местными аварами: одних они уничтожили, других покорили, о чем строчит Константин Багрянородный, упоминая тот факт, что действовали они по наущению василевса Ираклия. Мы имеем крайне малое количество аварских археологических находок в этом регионе, но тем не немного, судя по описанию василевса, борьба была длительная, значит, авары имели здесь поддержку осевших ранее славян. Победа случилась как раз в 20-30-е годы, в период серьёзного ослабления каганата и проблем в их собственной «метрополии». После чего в этом регионе происходит стабилизация, в свои рюхи возвращаются византийские жители, налаживаются обмен и торговля, славяне селятся в сельской местности. Местное население начинает платить дань хорватам вместо государственных налогов Византии. Формируется ранняя система управления, о какой мы почти ничего не знаем.

Возглавили переселенческое движение какие-то хорватские роды или племена под руководством вождя, отца некого Порга или Порина (Ποργã), вероятно, их было пять, возглавляемые братьями Клука, Ловел, Косендций, Мухло, Хорват с двумя сестрами. Большинство исследователей возводят эти имена к иранским, а если буквальнее, к аланским корням (Майоров А.В.) .

Все перечисленные вожди или военные предводители отдельных родов или племен упомянуты в разных частях рассказа Константина Багрянородного об истории хорватов.

Уже при Порге, в этап правления Ираклия происходит первое крещение хорватов. Недоверие, с которым относятся многие исследователя к этому факту, не учитывает того, что процесс этот обыкновенно длительный, и зачастую от крещения знати до проникновения религии в повседневную жизнь проходит длительный период.

Сербы продвигаются в этот регион одновременно с хорватами, и их движение было потребовано теме же причинами: распадом антского единства под ударами авар.

Как у хорватов, у сербов их название связанно с периодом формирования славянской, антской единства на базе черняховской археологической культуры в процессе взаимодействия с сарматскими кочевыми племенами. Как отмечал М. Фасмер:
«*ser-v- «охранять», какое дало в классическом скифском *хаrv-, откуда слав. *хṛvati».

Впрочем, этимология остается спорной. Но наличие названий, связанных с «охраной», знаковое, и пускай нас не вводят заблуждение трактовки «стражей скота», «пастухов», такие названия могли получить лишь племена, всегда сражающиеся, оберегающие «скот» в широком понимании этого слова: в древнерусском «скот» – это деньги, как и у многих других индоевропейских народов.

Василевс Константин также указывает на вино приглашения сербов на Балканы как способ заселения районов, разоренных аварами (аварами и славянами, подчиненными ими), которые формально были под контролем империи. И эти события также происходит в 20-е годы, период ослабления авар, которым было не до Сингидунума (Белграда), но
«Древности этапа первоначального освоения Балкан сербскими племенами очень трудно улавливать археологическими методами» (Любинскович М., Седов В.В.).

Сербы, как и хорваты, угодив на эти территории, устанавливали свою власть силой, и происходило это в период 20-30-х годов VII в. как в борьбе с аварами, так и с подчиненными им словенами (Наумов Е.П.).

Сербы принимают крещение в этап правления Ираклия, процесс, конечно же, занял длительное время, а вот консолидация прибывших племен и родов происходит довольно скоро, хотя структура их союза было не прочной, и в конце 70-х годов часть земель попадает в зависимость от восстановившегося аварского образования, но эта подневольность, скорее всего, «вассалитет» или «союзничество», а не «данничество», как было ранее.

Прибывшим племенам, захватившим новые земли, необходимо было организовывать процесс управления, но до формирования ранних государственных институтов было ещё вдали.

И хотя военная активность переселенцев имеет место быть, но она уже не такая интенсивная как в процессе миграции.

Итак, мы видим, что в начине VII в. у славян на балканской границе Византии происходят существенные изменения — они подходят к моменту создания первых государств.

На эту ситуацию повлияло три фактора:

1. Ослабление каганата.
2. Трудности Византийской империи и падение военного контроля над дунайской рубежом.
3. Захват славянами земель в более мягком климатическом поясе, районов с более высоким качеством агрикультуры.

Подчинение новоиспеченных территорий с населением, стоящим на более высоком уровне развития, вне рамок традиционного и понятного родового строя для славян, спрашивало новых методов управления.

В землях, где славяне встретились с населением, стоящим на похожем уровне развития (иллирийские племена Византии), процесс интеграции выходил интенсивно.

Источники и литература:

Константин Багрянородный. Об управлении империей. Перевод Г.Г. Литаврина. Под редакцией Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. М., 1991.
Письма папы Григория I //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана. от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Перевод Бодянский О.М. Рязань. 2005.
Чудеса Св. Димитрия Солунского//Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Акимова О.А. Формирование хорватской раннефеодальной государственности. //Раннефеодальные страны на Балканах VI – XII вв. М., 1985.
Иванова О.В. Литаврин Г.Г. Славяне и Византия//Раннефеодальные государства на Балканах VI – XII вв. М., 1985.
Кулаковский Ю. История Византии (602-717 гг.). СПб., 2004.
Майоров А.В. Великая Хорватия. Этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона. СПб., 2006.
Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. М., 1961.
Наумов Е.П. Становление и развитие сербской раннефеодальной государсвенности//Раннефеодальные страны на Балканах VI – XII вв. М., 1985.
Нидерле Л. Славянские древности. Перевод с чешского Ковалевой Т. и Хазановой М. М., 2013.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005.
Фасмер М. Этимологический словарь русского стиля. Т. 4. М., 1987.
Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В. Пути к государству: Германцы и славяне. Предгосударственный этап. М., 2013.
Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles de Saint Demetrius et la pénétration des Slaves dans les Balkans. II. Commentaire. P., 1981.

Продолжение вытекает…

Источник

>