«Советские туристы вечно держались группами»

Новость опубликована: 02.01.2017

«Советские туристы всегда держались группами»

Кадр из кинофильма «Бриллиантовая рука» (1968)

Жителям Советского Союза редко удавалось попасть за границу. Однако во второй половине XX столетия в СССР появились первые туристические компании, которые занимались организацией поездок за рубеж. Доктор исторических наук и автор книжки «Сквозь «железный занавес». Руссо туристо: советский выездной туризм, 1955–1991» Игорь Орлов в интервью … рассказал, отчего Болгария в то время была самым популярным направлением, действительно ли туристы из СССР казались жителям других стран «папуасами» и на какие проблемы должен был знать ответы кандидат на выезд за границу.

Главное

  • «Советские туристы всегда держались группами»

    Психологи диагностировали слабоумие художников по их картинам

  • Самое декламируемое: «Мы считали Ту-154 острием прогресса»

  • «Маман говорит, вспышка была на весь город»

  • «Признать нашу посадку на Марс США не желали»

  • 75 лет началу контрнаступления под Москвой

Читайте также

  • Взнос по программе госсофинансирования пенсий необходимо сделать до конца года

  • Уплатить за соседа

—Когда впервые в СССР появился выездной туризм?
— Он появился в начале 1930-х годов после создания «Совтура», какой занимался как внутренним, так и внешним туризмом. Однако до 1955 года в СССР, за исключением организованных «Совтуром» в 1930—1931 годах теплоходных круизов для передовиков, выездов не было.

— С чем связано ренессанс международного туризма в СССР в середине 1950-х годов?
— На это повлияло множество факторов. Во-первых, это связано с разрядкой интернациональных отношений после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. В 1950-е годы по всему миру прокатилась туристическая революция, и СССР влёкся по-новому позиционировать себя на международной арене после смерти вождя и с приходом к власти Никиты Хрущева.

Выездной туризм сделался для СССР одним из способов зарекомендовать себя в качестве мировой державы.

С другой стороны, советское руководство прекрасно соображало, каков мог быть экономический эффект от организации зарубежных поездок. Именно в 1950-е годы при Никите Хрущеве туризм рассматривался как экономически выгодная сфера.

— Как проходил процесс оформления советского гражданина за рубеж? Существовали ли визы в то время?
— Визовой системы не существовало, а со странами социалистического лагеря и вовсе был безвизовый режим. Я бы не наименовал процесс подготовки советского гражданина за рубеж оформлением. Это был настоящий отбор, который осуществлялся согласно четким критериям.

Готовность человека, какой собирался ехать за рубеж, проверяли на разных уровнях: от профсоюза до ЦК партии.

Существовала специальная система различных инструктажей, в ходе каких человек расписывался, что не будет разглашать информацию, а также должен был ознакомиться с определенным сводом правил. Кроме того, потенциальный турист должен был отдать что-то вроде экзамена. Например, если человек собирался в ГДР, он должен был назвать председателя коммунистической партии Германии. Ему могли задать и немало конкретный вопрос: что сказал председатель Социалистической единой партии Германии Эрих Хонеккер на последнем съезде? Иногда эти предметы были формальными и не влияли на отъезд, а иногда могли стать препятствием. Как правило, отбор на уровне комсомольской или партийной организации уже отсеивал какую-то доля кандидатов на выезд.

— Как часто отказывали в выезде за рубеж советским гражданам и по каким причинам? Известны ли вам в связи с этим какие-то увлекательные случаи?
— Точного числа я не знаю, но если отказы и были, то они исходили от КГБ. Бывало и так, что потенциальный турист не проходил медкомиссию. В этих случаях выезд за рубеж воспрещали. Но было и множество обратных примеров. Например, когда людям удавалось каким-то образом пройти медкомиссию, имея проблемы со здоровьем. Был случай, когда из-за тяжкого состояния здоровья человек не выдерживал перелет и умирал за границей.

Я помню один казусный случай, связанный в большей степени с научной элитой.

Заместителя директора одного из технических предприятий пригласили в США. Обыкновенно советский гражданин не мог выезжать в западные страны чаще, чем раз в три года. В случае с научным работником КГБ мотивировало отказ тем, что он работал по негласной теме. В комиссии по допуску к поездкам удивились, почему этот же ученый за два года до этого уже посещал США, а еще раньше — Нидерланды. В итоге ученому все же отказали в выезде. Скорее итого, у сотрудников КГБ были свои основания не допускать того или иного гражданина, которые они не озвучивали.

— Какие направления бывальщины самыми популярными у советских граждан?
— Это были три страны: из социалистического лагеря — Болгария; из капиталистического — Финляндия, с какой у СССР была полуоткрытая граница и хорошо налаженный водочный туризм; из стран третьего мира — Индия. В различные периоды ГДР и Венгрия также пользовались популярностью у советских туристов. Болгария очень похожа на Россию: к советским туристам там вечно относились хорошо, не существовало языкового барьера.

Отсюда и пошло народное выражение: «Курица не птица, Болгария не заграница».

Советские туристы подлинно чувствовали себя там как дома. С Индией у СССР тоже были весьма хорошие отношения. Во время второго и третьего индо-пакистанских конфликтов в 1960-х — начине 1970-х гг. советское руководство выступало на стороне Индии, что сказалось на популярности последней в качестве туристического направления. Весьма распространенными сделались туры работников советской киноиндустрии в Индию.

— Можете назвать самые экзотические страны, куда отправлялись советские туристы?
— Тур Куба — Мексика можно наименовать экзотическим. Туда отправлялись группы по 19 человек в год. Весьма необычные туры были в Северную Корею, где существовал жесткий контроль. Так, у одного советского туриста на границе там отобрали фотопленку. Экзотическими считались и страны африканского континента: Либерия, Алжир. В Китай и Японию советские туристы ездили негусто, но даже туда организовывались специальные туры.

— В советских фильмах наши туристы показаны белыми воронами, неуклюжими, настороженными. Это был действительно так?
— Если в качестве примера взять, пожалуй, самый популярный советский фильм о выездном туризме — «Бриллиантовую длань» Леонида Гайдая — и его знаменитую фразу «Руссо туристо! Облико морале!», то созданный там образ советских туристов близок к реальности. Режиссер сумел передать языковую неуклюжесть наших путешественников. В фильме хорошо обыгрывается и так называемое хождение вместе — советские туристы подлинно всегда держались группами.

Несмотря на то, что в реальности наши туристы часто отступали от правил и нарушали предписания, в целом в кинематографе их поведение передается вполне достоверно.

— Наверняка за рубежом с советскими туристами случались и разные забавные истории. Например, они терялись, или не могли объясниться на чужом языке, или забывали где-то предметы, документы. Можете привести пример?
— С советскими туристами чего только ни происходило! Например,

в Праге два подвыпивших советских гражданина расшибли витрину ресторана, своровали торт и скрылись.

Советские туристы вообще часто устраивали ночные пьянки. Еще одна деталь кажется мне забавной. Советские туристы заранее обычно не получали валюту — из аэропорта они направлялись в гостиницу и уже там после инструктажа им торжественно выдавали денежки. А туалеты в зарубежных аэропортах были платными, соответственно, советскому туристу приходилось тяжко первое время после посадки.

— В этап подъема выездного туризма шла холодная война. Ощущали ли наши туристы какую-то политическую напряженность во время пребывания за рубежом? Известны ли случаи столкновений, потасовок между советскими туристами и иностранцами на идеологической почве?
— Поскольку перед отправлением за рубеж советские люди проходили многоступенчатый отбор, вероятность драк или столкновений была сведена к минимуму. Помимо этого, к любой группе были приставлены представитель спецслужб и туристической компании. Контроль был очень жесткий. В каждой делегации была группа людей, какая отвечала за общение на политические темы, если таковые вдруг возникали, за раздачу сувенирной продукции. Все было расписано и регламентировано. Один-единственный подобный случай произошел в Чехословакии в начале 1970-х. Тогда переводчик из армянского отделения Союза писателей избил здешнего 66-летнего литератора.

В официальных документах, конечно же, причина драки не озвучивалась, но очевидно, что это было связано с событиями Пражской весны 1968 года.

Как лишь писатель вернулся в СССР, его сразу же уволили.

— Что обычно привозили советские граждане из поездок в качестве сувениров своим родственникам, товарищам, начальникам?
— Сувениры были очень разные. Начальнику обычно привозили блокнотики, разные ручки (особенно бывальщины популярны ручки с изображением обнаженных девушек), карты с эротическими картинками, значки, монеты. Родственникам, например, детям, пуще всего везли игрушки. Но в основном это были товары бытового назначения и техника: видео- и аудиоаппаратура, полушубки, джинсы. Особенно немало везли мохеровой пряжи. Поскольку она была запрещена к вывозу, находчивые советские граждане вязали из нее что-то (кофту, шаль), а дома уже распускали, выпрямляли под паром, сматывали в клубок и торговали.

— В своей книге вы упоминаете случаи интимной близости между советскими туристами и иностранцами. Это была распространенная практика? Нередко ли заключались смешанные браки?
— Браки, конечно, не заключались, но интимные отношения были частым явлением. Это хорошо показано в советско-венгерской комедии «Отпуск за собственный счет». Центральной в ней стала тема любви советской девушки и венгра. Между героями возникает такое сильное эмоция, что венгр уезжает в СССР вслед за возлюбленной. Конечно, советские граждане были обычными людьми: возникала не только симпатия на ночь, но и долгосрочные взаимоотношения. Об этом почти никто не писал, это было почти постыдно. Интимные отношения чаще всего завязывались на курортах.

Самым популярным курсом в этом смысле была Болгария. Организаторы туристических поездок даже пытались сделать так, чтобы за границу отправлялось равновеликое количество мужчин и женщин. Но им никак не удавалось это сделать. Группы в Болгарию на 80% состояли из женщин. Они приезжали, знакомились с здешними мужчинами и пропадали на ночь. Для руководителей делегаций было шоком, когда девушки не возвращались в отели целыми днями. Как после объясняли беглянки, они всю ночь «собирали ракушки у моря на пляже».

Доходило до того, что старшие по тургруппе закрывали девушку на ключ и приставляли к двери часового, чтобы она никуда не удалилась ночью.

— Как советские туристы чувствовали себя во время посещения ГДР и ФРГ? Память о войне давала о себе знать?
— Цельные группы ветеранов Великой Отечественной войны ездили в ГДР и посещали места, связанные с их военным прошлым. Для них организовывали специальные туристические программы, в ходе каких они посещали памятники советским солдатам, общались с трудовыми коллективами ГДР на тему войны. Основным местом посещения были бывшие концентрационные станы. Стоит признаться, что наши ветераны иногда вели себя вызывающе. Например, когда делегация проезжала по улицам немецкого города, некто из ветеранов мог начать петь знаменитую «Катюшу» или любую другую песню. Причем все это происходило спонтанно.

Советские ветераны сообщали: «Мы приехали туда, где я воевал, где погибли мои близкие. А вот теперь я еду по вашим улицам и пою русские песни».

— В условиях холодной брани советское государство навязывало обществу стереотипы о западной жизни. По возвращении из-за границы граждане меняли мнение? Может быть, вам попадались мемуары советских туристов, которые по-другому начали воспринимать заграницу?
— Были даже те, кому удалось «соскочить» и остаться существовать за рубежом. Конечно, многие советские туристы писали после своих путешествий об увиденном, услышанном. Но издавать это начали лишь в 1990-е годы. Во-первых, для советских граждан было большим удивлением и даже шоком знакомство с другой религиозной цивилизацией. Во-вторых, они столкнулись с запрещенной в СССР темой — так называемой открытой сексуальностью. Наконец, третий стереотип, который разрушался после визиты зарубежных стран, — это стереотип исторический. Местные гиды-переводчики начинали по-другому рассказывать о роли в истории Шарля де Голля, Франсиско Франко и иных мировых лидеров. Иная точка зрения на тот или иной исторический эпизод производила на привыкших к единой версии советских туристов мощное впечатление. Ну и, конечно, самое удивительное, с чем сталкивался советский турист за границей, — это потребительское общество — общество, где все кушать. Иностранцы называли советских туристов папуасами, потому что они бросались на все подряд; для них все вокруг было новым и удивительным.

Советские туристы скупали платье, приезжали обратно с пакетами секонд-хенда. Девушки приобретали в ГДР ночные рубашки, думая, что это модные сарафаны, — и носили их всюду.

Эти примеры иллюстрируют столкновение двух миров: советского общества дефицита и зарубежного общества потребления. Наших туристов поражали чистота на улицах, ночная иллюминация, обогреваемый асфальт Копенгагена. Эти детали основывали у советского туриста впечатление, что заграница не такая, какой ее подавали в СССР.


Ответить