Существуют различные мнения по поводу истоков применения тленной казни в Древней Руси
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Существуют различные мнения по поводу истоков применения тленной казни в Древней Руси
Тленная казнь в Древней Руси.

Смертная казнь в Древней Руси.

Существуют различные мнения по поводу истоков применения тленной казни в Древней Руси: она возникла либо как продолжение обычая кровной мести, либо вследствие византийского влияния.

Летописи популярны попытки Византийских епископов приобщить Русь к канонам Кормчей книги, где говорится о необходимости казни лиц, занимающихся разбоем. «Ты поставлен от Господа на казнь злых людей», — доказывали епископы Владимиру. «На какой-то период карательной практике того времени бывальщины известны случаи применения смертной казни за разбой, но смертная казнь не была воспринята русской действительностью, и Владимир упразднил её, перейдя к давно известной русскому законодательству системе денежных пеней». Отмечается, что смертная казнь к разбойникам применялась ещё в 930 году (по подтверждению арабского путешественника Ибн Вакшия); в 996 году была введена смертная казнь за убийство в разбое.

Русская Правда не предусматривает тленной казни, но Краткая редакция Русской Правды законодательно закрепляет право кровной мести, ограничивая круг субъектов этого права: «Убьетъ муж(ъ) супруга, то мстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будетъ кто мьстя, то 40 гривен за башку». Последняя фраза позволяет сделать вывод о том, что в данные отношения уже вмешивается государство — при отсутствии родственников, которые могли отмстить за уложенного, с убийцы взыскивался денежный штраф.

При этом, в соответствии со ст. 17, 21, 38 Краткой редакции Русской Правды, допускает убийство без кары вора, обнаруженного на месте преступления (с ограничениями), и холопа, ударившего свободного мужа.

Окончательная отмена кровной мести была свершена сыновьями Ярослава Владимировича на межкняжеском съезде. Так, по ст. 2 Пространной редакции Русской Правды, «По Ярославе же паки совкупившиеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и супруги их: Коснячько, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати»

>