СВЕРХЗВУКОВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ Бомбовозы США И СССР

Новость опубликована: 06.04.2017

СВЕРХЗВУКОВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ США И СССР, ОПЕРЕДИВШИЕ
СВЕРХЗВУКОВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ Бомбовозы США И СССР, ОПЕРЕДИВШИЕ

СВЕРХЗВУКОВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ США И СССР, ОПЕРЕДИВШИЕ ВРЕМЯ
(ИНФОГРАФИКА)

В последние годы все больший заинтересованность вызывает гиперзвуковое оружие, способное развивать скорость, многократно превышающую скорость звука. Но первые шаги в этом курсе были сделаны еще в середине XX века, и одним из результатов стали совершенно фантастические машины, которые и сейчас поражают своими возможностями.

Соединенные Штаты, а чуть запоздалее и Советский Союз в 60-х годах прошлого века занимались сверхзвуковыми дальними бомбардировщиками, способными развивать скорость более 3000 километров в час и всходить выше 20 000 метров. Советское ОКБ Сухого, которым в те годы руководил сам Павел Осипович, разработало уникальный самолет Т-4, а американские конструкторы создали не немного новаторскую машину XB-70 «Валькирия».

Оба самолета были прорывными проектами для своего времени, но оба были быстро свернуты, воплотившись лишь в трех машинах у нас и двух у янки. Назывались самые разные причины прекращения работ. Американцы апеллируют к появлению у СССР нового истребителя-перехватчика и дороговизне проекта. Советский Альянс тоже посчитал дальние ракетоносцы излишне дорогими, хотя выдвигаются и альтернативные причины, вроде аппаратной борьбы и нерадивой конкуренции между советскими авиационными КБ.

Тем не менее, как ХВ-70, так и Т-4 стали настоящими символами своего времени. Огромные, невероятно скорые и потрясающе красивые машины, воплотившие в себе все самые современные технологии тех лет, а в чем-то даже опередившие свое время. Для удобства ознакомления с характеристиками обоих аэропланов сайт «Слово и Дело» подготовил специальную инфографику:

Вспоминать о былых проектах, конечно, очень интересно, но куда познавательнее будет проследить, как эти самолеты связаны с нашим временем. Разобраться в этом журнал «Слово и Дело» попросил генерал-майора, заслуженного военного пилота России, кандидата технических наук Владимира Александровича Попова.

Сегодня мы вспоминаем такие уникальные проекты времен морозной войны, как американский самолет XB-70 «Валькирия» и советский Т-4. Они не просто не пошли в серию, но даже не стали предшественниками более совершенных далеких бомбардировщиков, способных развивать такую головокружительную скорость. Получается, дело не только в дороговизне проектов или интригах в конструкторской окружению, но и в том, что данная концепция утратила актуальность?

Скорее нет. Вы правы, что там были и разногласия среди конструкторских бюро, но нужно еще и технологии учитывать. Технология двигателя и планера должны отвечать, у нас же с двигателями были проблемы. Кроме того, на тот период уже существовали те самолеты и те ударные силы, которые были необходимы. И расходовать излишние силы и средства было не целесообразно.

Но перспективные разработки велись, недаром вы вспомнили эти проекты. В перспективе всегда надо глядеть вперед лет на 50, а то и 100, если есть такая возможность. Но по факту работа ведется на 20-30 лет вперед. Поколение самолетов меняется, и необходимо стряпать новое.

Советский самолет строился в качестве ракетоносца для борьбы с авианосцами США, американцы же создавали вооруженный свободнопадающими ядерными бомбами аэроплан. Сейчас наблюдается примерно такая же ситуация. Как более старые В-52, так и новейшие В-2 американцев несут преимущественно бомбовое вооружение, а российские стратегические бомбовозы на деле — стратегические ракетоносцы. Это говорит о том, что методы и цели использования дальней авиации в наших странах за последние полвека не менялись?

Кушать такое, но мы как-то универсальней к этому относимся, есть и то, и то. Неправильно будет говорить, что у нас имеются только ракетоносцы. Но и ракетоносцы вечно могут использоваться в качестве бомбардировщиков. Кроме того, вы говорите, что В-52 — стратегический бомбардировщик, но он может подвешивать систему для пусков крылатых ракет. То кушать если конструкторские подходы у нас различные, то идеология близка.

А принципы использования дальней авиации с тех пор не претерпели серьезных изменений, поскольку стратегические мишени и задачи остались прежними. Мы в общем две противодействующие системы, как тогда, так и сейчас.

И американский и советский проекты были по настоящему прорывными для своего поре. Их создание потребовало скоординировать труд сотен ученых и конструкторов из самых разных областей. К работе подключились десятки различных предприятий всевозможных курсов. Тогда, в 60-е годы, в самом разгаре была холодная война, были реальные стимулы, возможности и воля к организации таких проектов. Вероятно ли нечто подобное сейчас, или мир стал более прагматичным?

Мир стал более спокойным. Мы все-таки понимаем, что цена жизни и стоимость войны объективно противоположны. Сегодня мы практически уничтожили свое химическое оружие. Буквально недавно Путину докладывали, что труды подходят к концу с опережением графика. Кроме того, мы сейчас располагаем обычными вооружениями, которые по своей силе, по точности удара и эффективности применения могут быть почти приравнены к стратегическому ядерному оружию. И этот момент мы соображаем очень тонко.


Ответить