Успешный, но устаревший: как летали и падали Ан-24
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Успешный, но устаревший: как летали и падали Ан-24

Несогласие двигателя в полете мог стать причиной катастрофы Ан-24 в Бурятии. Как создавался этот самолет, чем нравился пилотам и пассажирам, а также об истории инцидентов с ним вспоминает «Газета.Ru».

    По предварительным этим, причиной крушения пассажирского самолета Ан-26 в Бурятии стал отказ в воздухе одного из двух двигателей — во время снижения экипаж доложил об несогласье левого двигателя. Как сообщили в Росавиации, экипаж передал сигнал «бедствие» за 30 км до аэропорта.

    По неофициальным данным, скорость захода на посадку была в полтора раза рослее нормы.

    По этой причине после приземления с правой стойки шасси слетела резина, из-за чего самолет на взлетно-посадочной полосе мощно повело в сторону. Пилоты не смогли его выровнять, и Ан-24 вылетел за пределы ВПП, врезавшись носом в строения.

    Самолет Ан-24 и его военно-транспортная модификация – Ан-26 – одинешенек из самых известных представителей советского авиастроения. Разработка самолета пришлась на середину 50-х годов XX века, когда в СССР и в вселенной появились прогрессивные газотурбинные двигатели, которые приходили на смену поршневым моторам. Поэтому перед конструктором Олегом Антоновым была поставлена задача создания новоиспеченной машины, которая пришла бы на смену поршневым Ил-12 и Ил-14, работавшим на местных авиалиниях.

    Одновременно с разработкой самолета создавалась и силовая установка для него в двигателестроительном ОКБ А.Г.Ивченко. Прообраз самолет впервые оторвался от земли в октябре 1959 года, государственные испытания проходили в 1961 году, а уже в следующем году серийное производство Ан-24 было запущено в Киеве на 473 году. В октябре того же года аэроплан стали эксплуатировать на трассе Херсон-Киев. По нынешним меркам самолет, безусловно устаревший –

    его производство длилось 20 лет и продолжалось до 1979 года.

    За это пора было создано свыше 1200 самолетов, из них 1028 выпустил авиационный завод «Авиант» в Киеве. Максимальная вместимость самолета составляет 52 пассажира, дальность транспортирования достигает 1850 километров. Ан-24 стал базовой моделью для целого семейства самолетов различного назначения, из порядка 40 модификаций другой по распространенности после пассажирской является военно-транспортная версия Ан-26.

    Кроме того, на его базе создан Ан-30 для аэрофотосъемки, высокогорная модификация Ан-32. В 1982 г. самолеты Ан-24 сделались выпускаться в КНР под обозначением Y-7.

    Для своего времени Ан-24 имел превосходные летные характеристики, в полете его обслуживали 7 человек, самолет мог продолжать полет даже при несогласье одного из двигателей и добраться до места назначения. Главным преимуществом Ан-24 и его грузового собрата в эру реактивной авиации была возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов. Взлет и посадку Ан-24 мог осуществлять на довольно коротких взлетных полосах, потому что ему нужно всего-навсего 650 метров для отрыва.

    За 60 лет эксплуатации в различных катастрофах было утеряно свыше 160 Ан-24, в которых погибло свыше 2100 человек.

    Первая крупная авиакатастрофа произошла в 1965 году в аэропорту Ханты-Мансийска, когда аэроплан при посадке задел стойкой шасси снежный бруствер, и-за чего произошло отделение плоскости крыла с двигателем и тяни самолет сгорел.

    В 1968 году самолет по неустановленной причине разрушился в воздухе на высоте 4500 метров в Якутии западнее Олекминска. По одной из версий аэроплан мог был быть сбит зенитной ракетой.

    Одна из самых известных и трагических катастроф в СССР произошла 16 мая 1972 года в Светлогорске Калининградской районы, когда борт ВМФ Ан-24Т упал на детский сад.

    Самолет зацепил высокую сосну, срубив ей верхушку, обломил половину крыла, теряя кусы обшивки, пролетел, снижаясь, еще метров двести и рухнул прямо на здание садика. От удара авиационное топливо вспыхнуло с новоиспеченной силой, превратив детский сад в пылающий факел. Рядом валялась кабина самолета, в ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый пилот. Тело второго выбросило на дорогу.

    Уголовное дело по факту катастрофы не возбуждалось. Из Москвы в Светлогорск срочно вылетела комиссия для проведения расследования. Намечалось, что проблема была в отказе какого-то прибора. Члены комиссии опросили всех, кто имел отношение к полету, дешифровали эти с черных ящиков и, очевидно, пришли к какому-то заключению, но до широкой общественности его не донесли, ограничившись расплывчатой формулировкой «неудовлетворительная подготовка и руководство полетом». По итогам расследования лишились мест около сорока военнослужащих.

    Одна из последних катастроф произошла 13 февраля 2013 года в международном аэропорту Донецка при посадке раскололся Ан-24РВ украинских «Южных авиалиний», тогда погибли пять человек.

    В наши дни лишь считанные авиакомпании продолжают использовать Ан-24 – чересчур неэкономичный и шумный этот самолет по современным меркам. В эксплуатации находятся не более 80 Ан-24 различных версий, по прогнозам экспертов в ближайшие годы массовое списание этих машин продолжится, возможно, этот процесс ускорит произошедшая в Бурятии катастрофа.

    Немало оптимистичным выглядит будущее грузового Ан-26, который продолжает активно эксплуатироваться в ВВС России, а также в вооруженных сил многих краёв.

    Источник

    >