Зачем большевики желали заменить похороны кремацией

Зачем большевики желали заменить похороны кремацией

Во все времена после смерти тело покойного либо кремировали (сжигали), либо ингумировали (погребали в грунту). В России до прихода советской власти кремация большим спросом не пользовалась, так как церковь к ней относилась неодобрительно и даже в случае кремации рекомендовала прах предать земле. Потому кремировали русских людей только в санитарных целях — например, при эпидемиях кремировали умерших от чумы. Все изменилось в 1920-е годы. Большевики повели твердую борьбу с религией. Основанный в 1925 году Союз воинствующих безбожников высмеивал и критиковал любые церковные обычаи и предрассудки, в том числе правила похорон. Во главе со престарелым коммунистом Емельяном Ярославским безбожники занимались антирелигиозной пропагандой и заменой религиозных праздников на светские (то есть советские).

Еще одним почином безбожников сделалось создание Всероссийского кремационного общества в 1927 году. Общество занималось распространением идеи кремации как лучшего способа похорон, разрабатывало методы и программы стройки крематориев и поощряло подготовку соответствующих трудов. Как тогда было заведено, главным коммунистам страны (Сталину, Калинину и иным видным большевикам) выдали членские билеты Общества с первыми номерами. Они должны были подавать пример всему социалистическому обществу (ни Сталин, ни Молотов, ни Калинин после кончины кремированы не были). Очень нравилась работа кремационного Общества Льву Троцкому (который, вслед за Лениным, тоже одобрил кремацию и издал даже декрет о ее предпочтительности, желая сам он так и не был сожжен). По замыслу советских вождей, настоящий коммунист должен был во всем отринуть старое капиталистическое прошлое с его религиозными атавизмами, помогавшими поддерживать эксплуататорскую социальную структуру.

Несмотря на усилия кремационного Общества и революционный энтузиазм, вящая часть народа, хотя и согласилась «со скрипом» на замену крестов звездами и отмену отпевания, но все же не спешила сжигать своих мертвых. Как лишь не воспевали трупосожжение советские журналисты. Один из них, одессит Д. Маллори, написал такую оду: «Крематорий — это зияющая брешь в китайской стене общенародного невежества и суеверия, на которых спекулировали попы всех верований». Маллори утверждал, что крематорий окончательно положит конец всем мощам и «чудесам», а также упростит похороны и позволит сохранить землю (отводящуюся под погосты) для нужд живых людей. «А когда умрем, — писал он, — пусть отвезут нас в крематорий, чтобы, вместо зараженной погостами земли, всюду разлилась трепещущая радостью и молодой свежестью жизнь!». В общем, сторонники кремации видели в ней одни плюсы. Истина, зачастую в первом массовом крематории, московском Донском (назло попам он был построен в закрытом храме преподобного Серафима Саровского Донского монастыря), сжигали совершенно не настоящих коммунистов, а «врагов народа», расстрелянных НКВД в годы Большого террора. Жгли их тела немецкие печи «Топф». Чуть было не угодил туда и сам Маллори, который был расстрелян в 1937 году. Там же были сожжены и главный исполнитель массовых репрессий (а потом и сам угодивший под них и казненный) нарком Н. Ежов, и М. Горький, В. Маяковский, В. Чкалов, и маршал М. Тухачевский. Позже кремировали и таких знаменитостей, как маршал Г. К. Жуков или Ю. Гагарин.

В Москве Всероссийскому кремационному обществу все же удалось добиться кое-какого успеха, и на несколько лет кремация вошла в моду у жителей столицы. Но в 1930-е высшее руководство страны переключилось на задачи, какие были поважнее внедрения массового обычая кремировать умерших, а во время Великой Отечественной войны Сталин и вовсе пошел на уступки православной храмы. Тогда же фактически сошла на нет работа Союза воинствующих безбожников, а в 1947 году эта организация была и вовсе закрыта официально. Атеистическая пропаганда в СССР продолжалась, но столь захватнические нападки на религию, оказавшуюся во время войны важным моральным ресурсом общества, прекратились. Оставили в покое и древний способ погребать людей: ни к чему раздражать лишний раз население. В конце концов, от старых религиозных традиций и так уже народ отучили (редко сделались крестить детей, праздновать Рождество, поститься, нырять в прорубь и т. п.). Как пишет историк Е. И. Уфимцева, «практики атеистической социализации» вполне заменили старые модели духовного развития. Даже советских вождей после Сталина хоронили уже в могилах. Отныне кремация стала попросту доступным в нескольких крупных городах вариантом похоронить человека, а не идеологически «предпочтительным». Сегодня кремируют в России больше итого там, где сложнее и дороже найти землю на кладбище: прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге.

>