Зачем советская подводная ладья таранила авианосец США в 1984 году

Новость опубликована: 26.01.2019

Зачем советская подводная ладья таранила авианосец США в 1984 году

Public domainЗачем советская подводная ладья таранила авианосец США в 1984 году

Военная история знает немало случаев, когда летчики ради уничтожения неприятеля шли на таран, но чтобы подобный инцидент произошел с подводной лодкой – это нонсенс. Тем не менее, в хронологии холодной войны присутствует случай, когда советская атомная подводная ладья, врезавшись в американский авианосец, чуть было не пустила его ко дну.

Удар винтом

Произошла эта невероятная история в конце марта 1984 года в Японском море неподалеку от Корейского полуострова. Как популярно, во время конфликта Южной Кореи с КНДР наша страна поддерживала северокорейский режим, тогда как США оказывали военную поддержка Южной Кореи. Соответственно военные обеих держав вели скрытое наблюдение друг за другом. По практике тех лет, едва у берегов Корейского полуострова показалась авианосная ударная группа ВМС США с флагманским авианосцем Kitty Hawk во главе, контролировать их передвижение отправилась советская атомная подводная ладья К-314 и большой противолодочный корабль «Владивосток». Подводной лодкой командовал капитан 1-го ранга Евсеенко, а общее руководство операцией слежения за семейство кораблями американцев и авианосцем обеспечивал командир дивизии капитан 1-го ранга Белоусов. Спустя неделю после выхода в море советские моряки нагнали корабли ВМС США. Согласно инструкции подводная лодка установила гидроакустический контакт с американцами. На протяжении двух суток советские подводники неопознанные вели авианосную ударную группу янки, но затем гидроакустический контакт неожиданно прервался. Возобновили поиск. Наконец 21 марта в 23-00 подводники сквозь гидроакустические приборы услышали специфический шум. Но определить классификацию засеченного акустиками судна моряки не смогли. Чтобы прояснить ситуацию командир подводной лодки зачислил решение всплыть под перископ. Однако, едва лодка поднялась к поверхности моря и подняла перископ, подводники были потрясены, увидев огромное количество огней вокруг себя. Было ясно: они случайно оказались в центре американской авианосной ударной группы. В вытекающее мгновение К-314 сотряс жуткий удар, потом еще один. Опасаясь взрыва, капитан перевел подводную лодку на дизельный ход и не торопясь направился в сторону родного берега.

Разбор «полетов»

Как только подводная лодка оказалась в советских территориальных водах, капитан отдал распоряжение на всплытие. Едва-едва корпус К-314 показался из воды, к подводной лодке подошел «Владивосток» и его команда попыталась установить, обо что под водой дважды стукнулась советская атомная подводная лодка. Представшее перед моряками зрелище повергло их в шок. У лодки практически полностью отсутствовал гребной винт. Буквальнее физически он существовал, но его лопасти были обломаны, а сам винт едва держался на корпусе атомной подводной лодки, свернутый на бок. Поскольку передвигаться самостоятельно К-314 было опасно, ее взяли на буксир и оттащили в бухту Чажма для ремонта. Спустя полгода с новоиспеченным капитаном отремонтированная подводная лодка ушла в новый поход в Индийский океан. О том же, что сломало винт К-314, стало популярно несколько позже. Оказалось, что на перископную глубину подводная лодка всплыла прямо под дном американского авианосца. Мало того, подобно льдине потопившей «Титаник», ладья своим винтом пропорола в борту Kitty Hawk кривую борозду длинной около 40 метров. Корабль, оставляя за собой на море мазутные пятна, едва-едва смог дотянуть до ремонтного дока. При этом американцы были абсолютно уверены, что советские подводники специально пошли на таран, чувствуя новый вид оружия.

Материал полезен?

Зачем советская подводная ладья таранила авианосец США в 1984 году