18 августа исполнилось бы 100 лет лучшей летчице Иной мировой
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

В августе 1943 года в воздушном бою над рекой Миус в Луганской зоны загорелся и рухнул на землю советский истребитель Як-1. Пилот погиб, но свидетелей не было, и летчика записали в “пропавшие без вести”.

18 августа исполнилось бы 100 лет лучшей летчице Иной мировой

Осень 1942 года, слева вправо: Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова. Из троих День Победы повстречала только Мария. Фото: РИА Новинки www.ria.ru

В масштабах тяжелых боев, разгоревшихся на Миус-фронте, потеря одного самолета и его пилота бывальщины крохотным эпизодом великого сражения.

Могилу и останки того пилота отыщи лишь спустя четверть века. Так из "исчезнувшего без вести" он стал "погибшим, выполняя боевое задание". Буквальнее – стала. Это была лейтенант Лидия Литвяк, свершившая 168 боевых вылетов, одержав 16 побед самостоятельно и в группе (сбивала Ме-109 и FW-190, Ю-87 и Ю-88, аэростат).

В историю Герой Советского Альянса Лидия Литвяк взошла как самая результативная летчик-истребитель Второй мировой войны. При этом внешне – хрупкая блондинка, раскрасавица, многие отмечают ее сходство с кинозвездой Валентиной Серовой.

Как сложно было в 1940-х женщине пилотировать боевой аэроплан и вести на нем бой? Для того, кто любит компьютерные авиасимуляторы, воздушный бой той брани – это красиво, азартно и увлекательно. Ну а как на самом деле? Идем на YouTube, вбиваем "Учебный кинофильм: управление самолетом Як-1, Як-7, Як-9". Сброшен в НИИ ВВС Красной Армии в 1943 году. 27 минут о том, как управлять краном самопуска, высотным корректором и АКБ, шприцем подачи бензина, заслонками водо- и маслорадиаторов, шагом винта, триммировать руль…

Утомились от терминов? А между тем это я еще лишь по верхотурам пробежался.

Мы вообще понимаем, насколько умными и технически подготовленными должны были быть пилоты той эпохи?

Москвичка Лидия Литвяк в 15 лет уже пилотировала У-2, и матчасть "яков" для нее было освоить не сложнее, чем для пилотов-мужчин. Но кушать нюанс. 75 лет назад пилоту нужно было еще иметь и хорошо накачанные бицепсы. Истребитель 1940-х – это механическое управление, все на тягах. Советские фронтовые пилоты вспоминают: в воздушном бою порой обеими дланями они содержали ручку. Силы одной руки не хватало!

Летали британки, немки, американки, румынки – но воевали только наши

Надо выдерживать неоднократные перегрузки. А еще вылет и воздушный бой – это огромная нагрузка не лишь на организм, но и на психику, особенно если в день несколько вылетов. Труд на износ.

Представьте: пилот, с которым ты час назад поделился папиросой, сгорает живьем. На твоих глазах. Все это с трудом выдерживал мужик. А хрупкая девица?!

При этом ни самолеты, ни летное снаряжение, ни инфраструктура аэродромов не бывальщины приспособлены для женщин.

Тем не менее в воздухе в зоне боевых поступков находились сотни женщин: американок, британок. У румын была дамская санитарная авиагруппа. Но… только наши вели воздушные бои и наносили удары по немецким позициям. То кушать полноценно воевали. Наши – и вяще никто.

18 августа исполнилось бы 100 лет лучшей летчице Иной мировой

Памятник Лидии Литвяк (на обелиске – Лилии Литвяк, так ее звали в Сталинграде) в городе Алый Луч. Сегодня это непризнанная ЛНР. Фото: Азриель Роман / ТАСС

Отчего? Большинство воюющих стран использовали женщин-пилотов лишь для того, чтобы освободить летчиков-мужчин от перегона самолетов с заводов на авиабазы. А в СССР создали три военных авиаполка: истребительный на Як-1 (оттуда и Лидия Литвяк), бомбардировочный на Пе-2 и легендарные "ночные бабы-яги" на У-2.

Еще те валькирии

Немцы традиционно отправили своих женщин на три К – киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь). Многие фрау послушались. Но с полдюжины самых безбашенных настырно пробивались на фронт. До воздушных боев их не допустили, но они немало сделали во славу Третьего рейха. Ханна Райч ощущала крылатые ракеты, вертолеты и реактивные истребители. Узе Беате пробилась в люфтваффе – перегоняла пикировщики Ю-87 и "мессеры" с заводов на фронт. Дослужилась до звания гауптмана (капитана), пилотировала заключительный аэроплан, вылетевший из осажденного Берлина в апреле 1945-го. В историю вошла еще и в другом амплуа: владелицы первого в мире секс-шопа.

Но, пожалуй, самая колоритная – Мелитта Шенк, графиня фон Штауффенберг. Ощущала прицелы для бомбардировщиков, считалась лучшим экспертом по атакам с пикирования. В люфтваффе ее не брали из-за отца-еврея, но за особые заслуги графине выдали удостоверение "чистокровной арийки". В необычайных случаях такое в нацистской Германии практиковалось. Ее не раз пытались сбить английские и американские истребители, но каждый раз шустрой графине получалось удалиться. В 1943-м получила Железный крест. В 1944-м ее "разжаловали" из графинь: родственник участвовал в покушении на Гитлера. Всех Штауффенбергов либо казнили, либо отправили в концлагеря. Мелитту тоже посадили, но вскоре выпустили: она "ставила на крыло" реактивный истребитель Ме-262. В апреле 1945-го экс-графиня отлеталась, ее сшиб истребитель ВВС США: пулями перебило ноги и башку. Умерла на земле. Ей было 42 – старше, чем большинство асов той войны, какие редко доживали до 25-27 лет.

Балерина высокого полета

Подразделения женщин-пилотов создали в США и в Великобритании. Причем в британскую Air Transport Auxiliary хватали летчиц из США, Польши, Канады, Чили и др. Воображали все слои общества: летали светская львица, лыжный инструктор, актриса, математик и даже танцовщица. Четыре года назад скончалась заключительная из них: Мэри Эллис. Ей шел 101-й год! За войну перегнала 1100 машин, в основном истребители "Спитфайр". После ругани летала на реактивных истребителях.

В США этническое разнообразие было скромнее. Попросились летать 25 тысяч женщин, включая одну негритянку. Какую, разумеется, не взяли. Чудом пробились пять цветных: индейская женщина, по две мексиканки и две китаянки, включая Хейзел Ин Ли. Но свыше 99% американских летчиц – белоснежные. По нынешним меркам – лютый расизм. Но они летали и погибали в крушениях не в наше, а в свое время.

Я не случайно выделил американку китайского генезисы Ли. Фантастическая биография: пыталась поступить в ВВС Китая – ей произнесли, что женщины не летают. Летала в США. Как-то ее самолет пошел на вынужденную в Канзасе, и за Ли с вилами гонялись фермеры: разрешили – японка. А погибла, перегоняя на Аляску "Кингкобру", какая предназначалась для СССР.

Помнить вечно

Я написал о трех дамских полках наших ВВС, но летчицы служили не только в них. Были дамские экипажи штурмовиков Ил-2, включая штурмовик с семейным экипажем: пилот Петр Ликаренко и стрелок-радист Леля Богузокова. Из их биографии: когда супруги хватали Берлин, с ними летал будущий сын – Леля была беременна.

Подобный была та война…

Почему из сотен тех летчиц Литвяк сделалась N 1? Есть асы, которые вывели формулы побед: сформулировав составляющие успешного боя. Основывали школы асов. Лидия формул и школ после себя не покинула. И вообще, воевала без секретов. Просто дралась, как ее обучали. Рвалась в бой, не давая себе передышки даже на то, чтобы психологически управиться с горем после потери близких людей. В мае 1943-го погиб ее муж, Герой Советского Альянса Алексей Соломатин. 19 июля не вернулась с военного вылета лучшая подруга – Катя Буданова.

Именно после разгрома под Сталинградом мир постиг, кто победит во Второй мировой. А властвовать в воздухе советская авиация начала после того, как мы "выбили" костяк асов люфтваффе.

К обоим судьбоносным задачам Лидия причастна: она и такие, как она, гарантировали перелом в брани в 1943-м.

…Девушка погибла 1 августа 1943 года, не дожив 18 дней до 22-го дня рождения.

>