21 пуля в Малкольма Икса: как уложили врага правящей элиты США
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

21 пуля в Малкольма Икса: как уложили врага правящей элиты США

21 пуля в Малкольма Икса: как уложили врага правящей элиты США

AP

21 февраля 1965 года в Нью-Йорке был уложен знаменитый борец за права чернокожих и проповедник ислама Малкольм Икс. В результате нападения членов «Нации ислама», которую он покинул годом ранее, афроамериканский лидер получил 21 огнестрельное ранение. Малкольм Икс сделался кумиром для многих врагов традиционной американской элиты, придерживающихся радикальных убеждений.

      В своей «Автобиографии» Малкольм охарактеризовал первые 12 лет своей существования словом «кошмар». Еще когда его мать была беременна им, на их дом в Омахе в начале 1925 года напали куклусклановцы. Его отец Эрл Литтл был гарвеистом (участником национально-освободительного движения за права чернокожих) и проповедником. Когда Малкольму было четыре года, их новоиспеченный дом в штате Мичиган сожгли расисты из общества «Черного легиона».

      «Хотя отец Малкольма был христианским священником, христианство как таковое не играло большенный роли в жизни его семьи. В своих проповедях Эрл истолковывал библейские образы в духе гарвеизма, к примеру, «сады Эдема» – как Африку, «повстречаю с Господом» – как обретение неграми силы и достоинства», — отмечается в книге Евгения Рогова «Малкольм Икс. Взор из русского гетто».

      Между супругами Литтл постоянно происходили драки, провоцировавшие и жестокое обращение с детьми. В конце крышек, отец Малкольма был сбит трамваем. Трагедию, как утверждала его жена, подстроили белые расисты. Сама Луиза Литтл вскоре угодила в психиатрическую больницу. Малкольм и остальные дети оказались в приюте. В школе он оказался единственным небелым ребенком в классе. Обучался он хорошо, особенно ему нравились английский язык и история.

      Но учитель истории в его присутствии неоднократно отпускал язвительные шутки про негров. Он не таил своего расизма и пренебрежения.

      А учитель английского языка прилюдно рассмеялся над подростком, когда тот сказал, что хочет стать юристом. Как подчеркнул преподаватель, чернокожие молодые люд могли в то время рассчитывать лишь на работу плотника.

      Малкольм хорошо учился, однако означенные инциденты существенно снизили его заинтересованность. Он попал в компанию хулиганов, которые пристрастили его к курению марихуаны, пьянству и азартным играм. Чтобы избежать призыва в армию после вступления США во Вторую всемирную войну, Малкольм устроился работать официантом на поезде дальнего следования. Так он впервые попал в нью-йоркский Гарлем, где поначалу примкнул к криминальному вселенной.

      В конце 1945 года вместе с подельниками он осуществил серию краж состоятельных белых семей, был арестован и приговорен к 10-летнему тюремному сроку. За решеткой юноша познакомился с Джоном Бембри, признав его «первым черноволосым человеком, слова которого вызывали всеобщее уважение». Кроме того, Малкольм начал переписываться с лидером «Нации мусульманства» Элайджой Мухаммадом, отрекся от своей прошлой жизни, принял ислам и вступил в эту организацию.

      Объявив о нежелании носить фамилию Литтл, какую его предки получили от своих хозяев-рабовладельцев, заключенный стал подписываться как Малкольм Икс.

      С этого момента, как подчеркивают авторы научной статьи «Малкольм Икс как выразитель новоиспеченных тенденций в афроамериканской политической культуре США 1950-1960-х гг.» Олег Бодров и Рамиль Ахметшин, можно отсчитывать начало процесса формирования личности, «сделавшейся величайшим оратором и выразителем культурных и политических интересов афроамериканцев в переломный момент американской истории».

      Выйдя на свободу в 1952 году, Малкольм Икс обратился в проповедника националистического афроамериканского культа «черных мусульман», одного из крупнейших ораторов и политических деятелей Америки. Его радикальные выговоры и идеи превратили его в самого опасного внутреннего врага США.

      «Малкольм Икс – яркий революционный борец афроамериканского национально-освободительного движения 60-х годов XX столетия. Он пришёл центральной фигурой морально-идейного строительства афроамериканской нации. Малкольм Икс стремился к преобразованию аморфной, забитой, бесправной и безликой массы «негров» Америки в полноценный, гордый и самодостаточный народ. Прежде итого, он – религиозный деятель, причем, в отличие от преподобного Мартина Лютера Кинга, он – мусульманский религиозный деятель», — строчил в своей книге Рогов.

      Малкольм Икс не поддерживал более умеренных представителей Движения за гражданские права чернокожих, выступая за немало радикальные и действенные методы. Например, он предлагал проект по полному отделению афроамериканцев от белых жителей США с образованием собственного страны на территории южных штатов. По мнению оратора, только так американские политические элиты могли загладить вину за столетия эксплуатации чернокожих.

      По касательству к сторонникам Мартина Лютера Кинга радикал был настроен очень критично, называя их «марионетками» белой элиты, а его самого находил «болваном».

      Они увиделись лишь однажды, причем встреча продолжалась ровно столько, сколько потребовалось фотографам для снимка. Зато у Малкольма Икса уложились неплохие отношения с Фиделем Кастро, который приглашал его на Кубу. Борец за права чернокожих встречался с президентом Египта Гамалем Абделем Насером, главой Гвинеи Ахмедом Секу Туре, представителем Замбийского африканского национального конгресса Кеннетом Каундой. Публицисты и литераторы, симпатизировавшие деятельности Малкольма Икса, сравнивали его с Эрнесто Че Геварой.

      «Весьма резонансными стали комментарии Малкольма Икса 1 декабря 1963 года по поводу убийства Джона Кеннеди. Он ответил так: «Цыплята вернулись домой к петуху». Газета The New York Times известила, что в продолжение своей мысли Икс вспомнил об убийствах лидера Конго Патриса Лумумбы, гражданского активиста Медгара Эверса и взрыве храмы в Бирмингеме, штат Алабама, унесшем жизни четырех афроамериканских девочек. Публикация заметки вызвала протест у широких слоев американского общества. «Нация мусульманства» выразила соболезнования семье Кеннеди. Элайджа Мухаммад призвал своих служителей не давать комментариев по поводу убийства президента, а Малкольма Икса он отвёл от общения с публикой на 90 дней», — писали Бодров и Ахметшин.

      На протяжении 12 лет Малкольм Икс являлся рупором «Нации мусульманства», однако в 1964 году покинул организацию и, как отмечается в книге Ричарда Вайнена «Долгий ’68: радикальный протест и его неприятели», начал гораздо прохладнее, чем прежде, относиться к идее расового сепаратизма, которую поддерживал в прошлом. Продолжая исповедовать мусульманство, Малкольм Икс стремился отстраниться от учения «Нации ислама», которое, по его мнению, накалило обстановку в обществе.

      В его планы входило создание черноволосой националистической организации для повышения политической грамотности чернокожего населения США.

      В мае 1964 года после паломничества в Мекку Малкольм Икс во другой раз посетил Африку, выступив в более чем 10 странах. Насер, а также руководители Ганы и Алжира Кваме Нкрума и Ахмед бен Белла желали видеть его в своих правительствах. В Нигерии представители мусульманской ассоциации студентов назвали Малкольма Икса «сыном, вернувшимся домой».

      На протяжении итого 1964 года проповедник получал угрозы от представителей «Нации ислама». Вскоре после возвращения в США, во время выступления перед Организацией афроамериканского сплоченности в танцевальном зале «Одюбон» на Манхэттене 21 февраля 1965 года, Икс был убит одним из членов организации.

      Когда он готовился к выговоры, в зале раздался крик «Ниггер! Убери руку от моего кармана!» Пока Малкольм и его телохранители пытались успокоить взволновавшуюся аудиторию, муж, сидевший в первом ряду, бросился вперед и выстрелил Иксу в грудь из двуствольного обреза. Еще двое мужчин несколько раз выпалили в Малкольма из ручного полуавтоматического оружия. В 15.30, вскоре после того, как Икс был доставлен в Колумбийскую пресвитерианскую больницу, врачи зарегистрировали его кончина. В отчете о вскрытии указывалось, что в теле Икса было обнаружено 21 огнестрельное ранение. Выстрелы попали в грудь, левое плечо и конечности.

      Одинешенек из убийц, член «Нации ислама» Томас Хэйган был схвачен и избит толпой за несколько минут до прибытия полиции. Свидетели опознали двух иных нападавших, Нормана Батлера и Томаса Джонсона, которые также являлись активистами организации.

      В течение нескольких дней проблема об ответственности за преступление служил предметом споров. 23 февраля лидер Конгресса расового равенства Джеймс Фарвер заявил, что в смертоубийстве Малкольма Икса виновны местные наркодилеры, а не «Нация ислама». Другие, отмечая слабость полицейской защиты, свободное проникновение убивцев в зал и провал в обеспечении сохранности места преступления, обвиняли в произошедшем городскую полицию, ФБР или ЦРУ.

      В 2010 году 69-летнего Хэйгана – один-единственного, кто сознался в нападении на Малкольма Икса, — освободили из тюрьмы досрочно.

      За годы своего пребывания в неволе он неоднократно каялся в содеянном. По словам Хэйгана, в подготовке покушения участвовали еще двое, однако это были совсем не те люди, которых арестовала и обвинила в смертоубийстве полиция. Двое мужчин, осужденных по делу, настаивали на своей невиновности и были освобождены условно-досрочно в начале 1980-х годов.

      «На штатскую панихиду по Малкольму Иксу, которая проходила с 23 по 26 февраля в похоронном доме Гарлемского союза, пришли от 14 до 30 тыс. скорбящих, — говорится в материале Бодрова и Ахметшина. – Его смертоубийство прокомментировали разные люди, придерживавшиеся противоположных воззрений. Малкольм Икс стал кумиром многих радикальных бойцов за права чернокожего народонаселения США в конце шестидесятых годов XX века и оставался таковым в последующие годы. Благодаря своей ораторской риторике он представлял открытую угрозу правящим элитам США, а его действия имели важный политический характер».

      Источник

      >