3 лучших самолета конструктора Поликарпова
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
3 лучших самолета конструктора Поликарпова
3 лучших самолета конструктора Поликарпова

3 лучших самолета конструктора Поликарпова

8 июля 1892 года родился авиаконструктор Николай Поликарпов. Прежде чем сделаться Героем Социалистического труда и дважды лауреатом Сталинской премии он был приговорен к расстрелу «за вредительство». Поликарпова называли «королем истребителей», но его лучшая машина не пошла в серию из-за происков конкурентов.

1. Небесный тихоход

Николай Николаевич Поликарпов (1892 — 1944) до революции поспел поработать под началом Игоря Сикорского, участвуя в создании легендарного гиганта «Илья Муромец». В советский период он, напротив, конструировал необыкновенно легкие машины, обладающие высокой маневренностью. За двадцать с небольшим лет «из-под пера» Поликарпова вышли почти полсотни аэропланов, преимущественно истребителей. Хотя был среди них и тяжелый бомбардировщик ТБ-2, и торпедоносец Р-5Т, и пикирующий бомбардировщик СПБ.

Поликарпова можно по праву считать новатором в авиаконструировании. В 1923 году он создал первоначальный советский истребитель И-1 и первый разведчик Р-1, который находился на вооружении 12 лет.

Но, пожалуй, первым шедевром Поликарпова стал учебный аэроплан У-2 (По-2), появившийся в 1928 году. Произведенный в количестве около 35 тыс. экземпляров, он стал одним из самых массовых аэропланов мира. На У-2 было подготовлено более 100 тыс. военных пилотов. Во время войны самолет активно использовался в ВВС в качестве и ночного-бомбардировщика, и штурмовика, и санитарного самолета. Ко всему прочему У-2 зарекомендовал себя отличным «актером», снявшись в десятке фильмов. Наиболее популярные из них — «Небесный тихоход» и в «Бой идут одни старики».

У-2, действительно, скоростными качествами не выделялся — из него можно было выжать лишь 150 км/ч. Но устойчивость у него была феноменальная. Однажды Валерий Чкалов у земли раскатал самолет по крену почти на 90 градусов, чтобы пролететь между двумя березами, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев. У-2 с трудом входил в пробочник и с легкостью выходил из него.

Об этом легком (660 кг) и дешевом в производстве биплане говорили, что он состоит из палочек и дырочек. Палочки используются для усиления, дырочки — для облегчения.

В У-2 был введён 100-сильный двигатель с воздушным охлаждением. Практический потолок самолета равнялся 3800 м, а дальность полета — 430 км. Экипаж заключался из двоих человек. В боевых модификациях устанавливался 7,62-мм пулемет. Имелась возможность подвески от 250 до 500 кг бомб.

В 1944 году после кончины конструктора от онкологического заболевания У-2 переименовали в По-2.

2. Цена жизни

Вскоре после создания У-2 Поликарпова обвинили во «вредительстве» и приговорили к тленной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре 1929 года, его перевели в организованное в Бутырской тюрьме ЦКБ-39 ОГПУ. Вердикт не отменили, но позволили трудиться на благо родины вместе целым рядом «коллег-вредителей». В тюрьме Поликарпов совместно с Дмитрием Григоровичем сконструировали истребитель И-5, какой до 1936 года был основным истребителем ВВС Красной армии. Но использовался он и впоследствии, вплоть до 1943 года.

В июне 1931 года на Центральном аэродроме состоялся смотр авиации, на каком присутствовали Сталин и Орджоникидзе. И-5 пилотировал Чкалов. Сталин пришел в восторг от нового истребителя. И Поликарпову немедленно заменили расстрел на 10 лет станов. А через месяц его и вовсе освободили, но приговор не отменили.

И-5 стал первым крупносерийным советским истребителем. Всего было выпущено возле 850 его экземпляров.

Летно-технические характеристики:

Длина — 6,78 м

Высота — 3 м

Размах верхнего крыла — 9,65 м

Размах нательного крыла — 7,02 м

Площадь крыла — 21 кв.м.

Масса пустого — 943 кг

Нормальная взлетная масса — 1335 кг

Мощность двигателя — 480 л.с.

Максимальная скорость — 280 км/ч

Пора полного разворота в горизонтальной плоскости — 10 с

Практическая дальность — 660 км

Практический потолок — 7500 м

Скороподъемность — 535 м/мин

Вооружение — четыре 7,62-мм пулемета, подвесок бомб и реактивных снарядов

3. Подрезанные крылья

В ноябре 1939 года Поликарпов в составе советской делегации выехал в Германию для ознакомления с немецким авиапромом. Вернулся в крышке декабря. В столь короткий срок в его ОКБ произошли радикальные изменения. Конструкторы Артем Микоян и Михаил Гуревич выделились в самостоятельное КБ, прихватив у Поликарпова не лишь значительные производственные мощности и часть персонала, но и начатый Николаем Николаевичем проект истребителя И-200. И впоследствии реализовали его, выпустив истребитель МиГ-1.

О разгроме КБ Поликарпова впоследствии вспоминали: «Переместили около 80 лучших конструкторов. Переводили кого кнутом, кого пряником. Сомневающимся говорили: «Поликарпов — конченный человек, он же поп, крест носит, его все равновелико скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит? А у Микояна брат наверху…».

Однако сломить Поликарпова было невозможно. В январе 1941 года в небосвод поднялся, как небезосновательно считали и пилоты, и авиационные специалисты, лучший на тот момент истребитель — И-185. Советские серийные истребители И-185 превосходил утилитарны по всем параметрам.

Испытания И-185 показали, что он был самым скоростным, самым энерговооруженным, самым скороподъемным, самым устойчивым в полете, самым маневренным, самым вооруженным, самым высотным… Машину отличала и рослая технологичность, что предполагало простоту его серийного производства. Также истребитель отличался прекрасной ремонтопригодностью.

Столь впечатляющий результат был получен благодаря тому, что Поликарпов в этой разработке работал с большим упреждением. То есть и Яковлев, и Лавочкин, и другие конструкторы при создании новых машин ориентировались уже на существующие иностранные истребители. А Поликарпов разрешил сделать самолет с такими параметрами, которые будут достигнуты мировыми авиационными производителями минимум через три года.

Однако аэроплан в серию не пошел.

Яковлев комментировал ситуацию в своих мемуарах в спортивных терминах: немолодой уже Поликарпов проиграл на беговой дорожке спортсменам вытекающего поколения. Однако справедливости ради следует добавить, что Поликарпова при этом придерживали за майку. А то и вовсе ставили подножки.

Чтобы И-185 продемонстрировал расчетные параметры, необходим был мощный мотор с воздушным охлаждением М-82 или М-71. В итоге бюрократических подковерных игр Поликарпов дожидался мотора почти год.

Приемочные испытания И-185, в которых принимали участие два истребителя с различными двигателями, прошли лишь в 1942 году. То есть через 2 года после первого полета!

Летчик-испытатель П. Логинов так оценил машину: «Огромная для истребителя грузоподъемность (500 кг бомб, 8 РС, 3 пушки ШВАК с колоссальным резервом снарядов). Прекрасные взлетно-посадочные свойства самолета. Большие скорости над землей и по высотам, очень хорошая скороподъемность — дают мне право сделать заточение, что самолет И-185 М-71 является одним из лучших истребителей мира».

Ему вторит ведущий инженер НИИ ВВС Лазарев: «Самолет И-185 М-71 по своим летным характеристикам стоит рослее всех существующих отечественных серийных и иностранных самолетов. По технике пилотирования и взлетно-посадочным свойствам самолет прост и доступен пилотам средней и ниже средней квалификации».

Казалось бы, судьба истребителя была решена. Однако от ОКБ потребовали провести еще два испытания. И они также продемонстрировали перевес И-185.

Но судьбу истребителя в апреле 1943 года (!) пришлось решать Сталину. Его проинформировали таким образом, что истребитель, может быть, и неплох, но вот дальность полета у него, вероятно, невысокая. Поскольку на дальность его не проверяли. К тому же недавно во время очередных испытаний из-за несогласия двигателя погиб пилот…

В результате самым серийным истребителем стал Як-9. А в качестве «утешительного приза» Поликарпов в 1943 году получил свою вторую Сталинскую премию. За И-185.

Летно-технические характеристики:

Длина — 8 м

Размах покрывала — 9,8 м

Площадь крыла — 15,5 кв.м.

Масса пустого — 3130 кг

Максимальная взлетная масса — 3825 кг

Мощность двигателя М-71 — 2000 л.с.

Максимальная скорость на вышине — 680 км/ч

Максимальная скорость у земли — 600 км/ч

Скороподъемность — 20 м/сек

Практический потолок — 11000 м

Практическая дальность — 835 км

Вооружение — 3 пушки 20-мм, 500 кг бомб или 8 неуправляемых ракет.

>