40 лет назад в СССР был выпущен первый серийный ВАЗ-2121 «Нива»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
40 лет назад в СССР был выпущен первый серийный ВАЗ-2121 «Нива»
Немного кто знает, что отечественная «Нива» стала,

Мало кто знает, что отечественная «Нива» стала, по сути, первым кроссовером в вселенной

40 лет назад в СССР был выпущен первый серийный ВАЗ-2121 «Нива». Машине «для села» суждено было стать первым кроссовером в вселенной и единственным советским автомобилем, внесшим неоценимый вклад в развитие международного автопрома. Мы собрали самые интересные факты из жизнеописания «именинницы».

1. Еще в начале 70-х по распоряжению председателя Совмина СССР Алексея Косыгина конструкторы стали модифицировать «Жигули» для езды по бездорожью. Изначально планировалось кое-что изменить, но в процессе было разрешено сделать принципиально новую машину. «Нива» появилась за три года до выхода первой полноприводной Audi. Появление первого по сути кроссовера сделалось новым этапом в мировом развитии джипов.

2. Работа над созданием народного автомобиля продолжалась в течение семи лет. Первый неказистый экземпляр 1972 года наименовали «Крокодилом», но убедились в перспективности новой конструкции.

3. Сбор первых 50 экспериментальных «Нив» в феврале 1976 года приурочили к XXV съезду КПСС. Конструкторы АвтоВАЗа сломали все мировые стереотипы о джипах – у машины был жесткий, но комфортабельный металлический кузов, неотключаемый полный привод и независимая подвеска. Многоопытная партия прошла жесткие испытания на бездорожье и в пустыне Средней Азии, горах Урала и Кавказа, северных районах края.

4. Машину назвали в честь детей ее создателей. Свое имя «Нива» получила благодаря сложению первых букв имен дочерей начальника конструкторского бюро Петра Прусова – Наташи и Иры – и сыновей первого основного конструктора ВАЗа Владимира Соловьёва – Вадима и Андрея.

5. Стоила первая «Нива» прилично – 9 тысяч рублей, на 600 рублей недороже представительской «Волги». Но «достать» автомобиль было практически невозможно: 80% «Нив» экспортировали, а остальные 20% автоматически становились дефицитом.

6. Экспортный вариант «Нивы» был не вылит на отечественный образец.

В ярких машинах с высокой крышей, молдингами, литыми дугами и дисками, евробагажниками, складными задними и анатомическими передними сиденьями, панорамными зеркалами, задними дворниками, люком, особой решеткой радиатора и каркасами безопасности автомобилисты СССР и не узнали бы родную сельскую простушку.

О выносливости конструкции советского внедорожника за рубежом ходили легенды. В странах Восточной Европы ее можно было купить строго в порядке очереди, а в Бельгии или Великобритании лишь по предварительной записи, и ее стоимость доходила до 16 тысяч в рублевом эквиваленте.

7. Тольяттинский внедорожник до сих пор является единственной российской машиной, торгуемой в Японии. В годы перестройки конструктор проекта «ВАЗ-2121» Прусов получил в подарок от конструкторов «Сузуки Витара» рекламный проспект с подписью «Крестному папе». Успешные продажи кроссовера в ста странах мира и его сборка в шести из них – Эквадоре, Канаде, Греции, Бразилии, Чили и Панаме – сделались лучшей рекламой советского автопрома.

8. «Нива» поставила несколько высокогорных рекордов и трижды покорила Северный полюс. В 1998 году ее скинули с вертолета на макушке Земли, после чего она завелась и довезла исследователей до пункта назначения. На рубеже веков снегоболотоход «Лада-Нива-Марш» два раза проехал по Нордовому полюсу. В 90-х внедорожник обычной комплектации за 15 лет в Антарктиде наездила 11800 км по абсолютному бездорожью при температуре до -54 С.

В 1998 году «Нива» сумела взобраться на Эверест, где взяла вышину в 5200 метров, а в 1999-м поднялась в Гималаи на 5726 метров.

9. В 80-е «Нива» была звездой мирового автоспорта. Вот список ее самых оглушительных побед: 1981 год – золото на ралли «Тунис» и ралли «Алжир»; 1982 год –первое место в египетском «Ралли Фараонов», первое пункт на ралли в Алжире; 1983 год – второе место «Париж-Дакар»; 1984 год – золото, серебро и бронза на «Ралли Фараонов» в Египте; 1985 год – победа на ралли «Камерун», «Алжир», триал «Вэлли» (Новоиспеченная Зеландия), ралли-рейд «Маквей-1000» (Австралия); 1986 год – золото, серебро и бронза «Вин-сафари» (Австралия).

10. Созданную для спецслужб амфибию ВАЗ-2122 с отрадой использовали бы и рыболовы, и охотники, но после испытаний проект был заморожен из-за отказа министра обороны Устинова выделить оружия на серийное производство.

А самой оригинальной модификацией стал кабриолет на базе «Нивы-Форы» ВАЗ-212180, выпущенный для цирка на Цветном бульваре.

>