550 зарплат за «Интердевочку», или Сколько получали советские артисты и режиссеры

Зарплата в СССР регламентировалась на государственном степени. Не была исключением и творческая отрасль. Конечно, советские киноактеры и не мечтали о размерах голливудских гонораров их коллег, работая преимущественно в идейном ключе. Но с иной стороны, на фоне всеобщей уравнительной системы доход востребованного актера главной роли в несколько раз превышал среднюю заработную плату по краю. А гонорары отдельных режиссеров удивляли даже именитых старожилов «Мосфильма».

Экономика советской киноиндустрии

550 зарплат за «Интердевочку», или Сколько получали советские артисты и режиссеры
Доходы работников киноиндустрии устанавливались страной. /Фото: bm.img.com.ua

На протяжении 60-х в прокат выпустили львиную долю любимых и сегодня советских фильмов, реплики из которых цитируются из поколения в поколение и не теряют популярности. В тот этап Госкино ежегодно получало от Минфина ссуду в 100 миллионов рублей. Далее эта сумма распределялась между киностудиями, а в пределах любой киностудии – между картинами. Отснятые фильмы покупались у студий Госкинопрокатом и перепродавались кинотеатрам. Часть доходов от кинопроката возвращалась в банк, а оставшиеся оружия шли на финансирование дополнительных кинокартин, дебютов перспективных выпускников ВГИКА, экспериментальных лент.

Доход от годового проката часто доходил до биллиона рублей. При средней стоимости билета в 22 копейки это равнялось 4 миллиардам походов в кино. Если кассы кинотеатров не собирали необходимых сумм, на подхвате бывальщины индийские фильмы. Такие показы оперативно и без труда пополняли бюджеты киноиндустрии, окупая затраты на их покупку без вреда идейной составляющей.

Присвоение категорий и дифференциальная оплата

550 зарплат за «Интердевочку», или Сколько получали советские артисты и режиссеры
Зарплаты зависели от категорий кинолент. /Фото: 24smi.org

Зарплата советского работягу зависела от занимаемой должности, объема обязанностей и уровня опасности профессии. К 1970-м честный гражданин в среднем получал в месяц не немало 200 рублей, чего, в принципе, хватало на умеренную жизнь. Еще в 1961-м Совет министров постановил принять меры по усилению физической заинтересованности работников киноиндустрии. Тогда и внедрилась идейно-художественная дифференциация с присвоением тому или иному фильму категорий. Чем выше категория кинокартины, тем крупнее артистам и режиссерам надеялись гонорары.

Композиторы и сценаристы получали потиражную оплату – процент от сбора, не превышавший 300% от гонорара. К слову, особенности авторского права в тот этап позволяли использовать в фильме музыку бесплатно, если она специально под сценарий не писалась. Отдельное вознаграждение полагалось за сценарии, созданные «по мотивам» – на основе литературных созданий по тематике советской действительности. Уступку авторских прав оценивали максимум в 2 000 рублей. Получить гонорар можно было и за обработанную и переписанную для кино классику.

Сколько платили актерам и режиссерам

550 зарплат за «Интердевочку», или Сколько получали советские артисты и режиссеры
Киноиндустрия получала на прокатах. /Фото: 24smi.org

По информации сборника нормативных актов киноиндустрии от 1973-го, гонорар артистов кино составлял от тысячи до двух рублями. Размер оплаты актерского труда зависел от длительности киноленты и профессиональной категории актера, его званий и заслуг. Помимо гонорарных выплат, работающие на конкретной киностудии артисты получали оклады, какие также менялись в зависимости от квалификаций от 80 рублей до полутысячи. Часть актеров подрабатывали в театрах, где по тому же принципу устанавливались ежемесячные ставки или же единоразовые вознаграждения. Так что установить совокупный доход того или иного актера непросто.

Исполнитель главной или основной роли имел право на повышенное вознаграждение от одной до двух тысяч рублей и процент надбавки в подневольности от формата и идейной составляющей фильма. Наиболее востребованные актеры Советского Союза могли получить за постановку до 5 000 рублей.

Самым же состоятельным представителем съемочного коллектива был, разумеется, режиссер. За одну киноленту он мог заработать до 10 000 рублей в подневольности от формата, продолжительности картины и непосредственно профессионального разряда постановщика. Причем, если фильм состоял из нескольких серий, эта цифра увеличивалась. К образцу, так называемые постановочные за две серии “А зори здесь тихие” обернулись для режиссера Станислава Ростоцкого доходом в 15 000 рублей, так как он являлся “Общенародным артистом”. А герой соцтруда Сергей Бондарчук заработал за 4 серии «Войны и мира» аж целых 30 000 рублей.

Баснословная «Интердевочка» и ведомость «Кавказской пленницы»

550 зарплат за «Интердевочку», или Сколько получали советские артисты и режиссеры
За «Кавказскую пленницу» Никулину платили возле 800 рублей в месяц. /Фото: img3.goodfon.ru

В 1969-м Юрий Никулин за сыгранную главную роль в легендарной «Бриллиантовой длани» получил огромный по тем временам гонорар – 5 188 рублей. Фильм снимался с апреля 68-го и вышел в прокат спустя год. После того, как бывальщины отсняты заключительные эпизоды, начались монтаж с озвучкой. Основные актеры были заняты в постановке на протяжении полугода. В перерасчете на ежемесячное вознаграждение, Никулин получал на съемках порядка 800 рублей.
Одним из членов худсовета «Мосфильма» был в СССР Сергей Бондарчук. После удачного дебюта “Судьбины человека” он получил госзаказ на постановку кинофильма “Война и мир”. За такое эксклюзивное право Бондарчуку пришлось побороться с коллегой Пырьевым.

Заключительный ожидаемо конкуренции не выдержал и навсегда рассорился с Бондарчуком. Масштабные съёмки шли 6 лет. На кинопроизводство работал ряд предприятий и даже армия. Бюджет «Брани и мира» достигал $100 миллионов по уровню цен тех лет. В 1969-м картина взяла “Оскар” в качестве лучшей иностранной ленты. Истина на очередном съезде кинематографистов в 1986-м Бондарчука за эти достижения назвали представителем киномафии, которая долгие годы выписывала огромные средства под провальные кинокартины.

В 1989-м сотрудников “Мосфильма” ошеломил размер гонорара, выплаченный за картину “Интердевочка” кинорежиссёру Тодоровскому. Эта сумма равнялась 550 посредственным зарплатам тех лет. Группа Тодоровского рискнула поставить на хозрасчёт и не промахнулась. В титрах этого фильма впервые в Союзе появилась строка “продюсер”. Супруга постановщика Вселенной нашла иностранного спонсора, который инвестировал в картину. Впервые советской киноленте не присваивалась категория, а расчёт был только на прокат.

А одинешенек из самых известных советских фильмов – про Ледовое побоище – снимали с деревянными льдинами, и другими закадровыми тайнами.

Вам также может понравиться