«Британцы молчали»: как Ту-104 удивил Запад
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Британцы молчали»: как Ту-104 удивил Запад

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

«Британцы молчали»: как Ту-104 удивил Запад

Wikimedia Commons

17 июня 1955 года состоялся первый тестовый полет Ту-104. Испытания минули успешно, и уже в следующем году запущенный в серийное производство авиалайнер начал эксплуатироваться на регулярных рейсах. В течение нескольких лет он оставался один-единственным в мире функционирующим реактивным самолетом гражданской авиации. Ту-104 летал в города СССР до конца 1979 года, пока не был решительно заменен машинами следующих поколений.

stopCovid1

      11 июня 1954 года Совет министров СССР под председательством Георгия Маленкова зачислил постановление о проектировании реактивного пассажирского самолета в КБ Туполева. Исходным образцом будущего авиалайнера послужил проверенный в ходе эксплуатации серийный бомбовоз Ту-16. Конструкторы оставили ту же схему и силовую установку, но спроектировали новый фюзеляж.

      17 июня 1955 года Ту-104 впервые возвысился в воздух.

      Управлял машиной летчик-испытатель Юрий Алашеев. Испытания продолжались до 12 октября. Тогда же выяснилась ошибка, допущенная британцами при создании подобного самолета De Havilland 106 Comet несколькими годами ранее. Они мастерили необходимые вырезы в обшивке фюзеляжа под антенны, приборы и иллюминаторы прямоугольными. В этих местах концентрировались нагрузки усталостно-вибрационного нрава: появлялись микротрещины, которые, разрастаясь, разрушали обшивку, происходила декомпрессия, а за этим следовала авария. В КБ Туполева скруглили углы всех дыр, и риск снизился. В результате лайнер признали полностью пригодным для серийного производства и рейсовой эксплуатации.

      А уже в следующем году Алашеев провел испытания первого серийного Ту-104, организованного на Омском авиазаводе. Наконец, 15 сентября 1956-го авиалайнер совершил первый рейс по маршруту Москва — Иркутск. Выход аэропланов Ту-104 на воздушные линии стал началом нового этапа в развитии гражданской авиации Советского Союза. Так, если прежде полет из Москвы в Иркутск на Ил-14 занимал 18-20 часов, то сейчас время в пути уменьшилось сразу до 7 ч.

      Первые самолеты были рассчитаны на 50 пассажиров. Затем конструкторское бюро подготовило новоиспеченный вариант — Ту-104А. Начиная с 1957 года, предприятия начали выпускать их серийно. Усовершенствованный лайнер имел более долгий фюзеляж. В перепланированном и лучше отделанном герметизированном салоне можно было установить уже 70 кресел. А в 1959-м на линиях «Аэрофлота» начали эксплуатироваться 100-местные Ту-104Б. При этом конфигурация корпуса и размеры крыла остались прежними, но увеличился взлетный вес. В следующих модификациях число пассажирских мест возросло до 115, указывается в сборнике «Самолеты Края Советов».

      Ту-104 очень понравился первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву.

      В 1956 году он прилетел на нем в Англию. На вытекающий день в Лондон прибыл еще один Ту-104 с другим номером. В британских газетах тогда писали, что хитрые русские пилоты «перекрашивают номера на своем многоопытном самолете». В ответ на это главный конструктор Андрей Туполев распорядился прислать на показ англичанам еще три борта.

      «Вчера в Лондон прилетел советский реактивный аэроплан, который разбил всякую мысль о том, что Россия отстает в борьбе за превосходство в области авиации», — отмечала газета Daily Express.

      А Daily Mail констатировала: «Штатские и военные эксперты, собравшиеся посмотреть на Ту-104, потрясенные, долго молчали».

      В ходе первого международного перелета советского реактивного самолета по маршруту Москва – Лондон Ту-104 пилотировал пилот Анатолий Стариков. Он рассказывал: «Летели хорошо, высота была 10,5 км, скорость около 850 км/ч. В кабине было негромко, шум от двигателей небольшой. Хотя пассажирами были мужчины, которые много курили, воздух оставался чистым. Не ощущалось и болтанки. Одним словом, подобный полет больше похож на поездку в мягком вагоне скорого поезда. Наш самолет явился приманкой для лондонской публики, у ограды кругом него стояли толпы людей. На борту машины побывало много англичан. Все искренне восхищались Ту-104». Слова Старикова приводятся в статье Михаила Зайцева, опубликованной в «Московской индустриальной газете» 14 сентября 2006 года.

      Это был триумф СССР, поскольку в то время остальные страны еще не располагали действующими реактивными пассажирскими лайнерами. Британский De Havilland 106 Comet при этом начинов эксплуатироваться раньше. Однако полеты на нем быстро прекратились по техническим причинам. Следующий реактивный гражданский лайнер — Boeing 707 — вышел на регулярные рейсы лишь в 1958 году.

      В сентябре 1957-го Ту-104 свершил полет в Нью-Йорк из аэропорта Внуково, который, как писала западная пресса, «подтвердил приоритет Советского Союза в развитии реактивных аэропланов».

      Новый советский самолет пользовался огромной популярностью на выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Ванкувере. Ту-104 летал со посредственнее скоростью 800-850 км/ч, но постоянно бил рекорды: в 1957-м он пролетел 1 тыс. км с грузом в 10 тонн со скоростью 970,8 км/ч, а чуть запоздалее — такую же дистанцию со скоростью 1015 км/ч с грузом в 15 т.

      На Ту-104 впервые в истории «Аэрофлота» появился «стандарт сервисы», в том числе бесплатное горячее питание и подача спиртного.

      Салон в первых самолетах был разделен на три класса, в первом были даже спальные пункты. Позже, в следующих модификациях Ту-104, компоновка стала одноклассной. Под этот самолет «Аэрофлот» модернизировал и аэропортовую структуру — показались самоходные трапы, автозаправщики, тягачи, лифты для загрузки и выгрузки. Кроме того, была внедрена привычная сегодня система оформления вещи.

      15 февраля 1961 года с Ту-104 на высоте 10 км ученые из Астрономического совета АН наблюдали за полным солнечным затмением — заключительным таким явлением на европейской территории СССР в XX веке. Большая высота полета обеспечила не только работу при безоблачном небосводе, но и при значительно меньшем влиянии рассеянного света в атмосфере. Обычные цилиндрические стекла в иллюминаторах самолета специально заменили плоскопараллельными. Кроме того, предварительно бывальщины проведены тренировочные полеты с целью выяснения устойчивости самолета. Благодаря тому, что Ту-104 двигался с большой скоростью в курсе движения лунной тени, время полной фазы затмения увеличилось до 3 минут 46 секунд.

      Поучаствовал самолет и в подготовке астронавтов. Так, для проведения исследований о переносимости человеком условий невесомости была создана первая летающая лаборатория Ту-104АК. Всего оборудовали три таких самолета. В 1964 году на одном из них астронавты Алексей Леонов и Павел Беляев тренировали выход в открытый космос.

      Впрочем, Ту-104 имел и недостатки. В отличие от своего «прародителя» Ту-16, он был ненадежен, весьма шаток в полете и плохо управляем, склонен к раскачке. Особую опасность представлял так называемый «подхват» — самопроизвольный, неконтролируемый экипажем рост тангажа летательного аппарата. Аэроплан резко набирал большую высоту, а затем срывался в штопор.

      Самая известная катастрофа Ту-104 произошла 17 октября 1968 года возле деревни Булатово в 27 км западнее Канаша в Чувашии.

      Рейс следовал из Пекина в Москву с остановкой в Омске, неся на войну китайских и северокорейских партийных активистов. Из-за окутавшего столицу тумана в посадке было отказано. Выполняя разворот в сторонку запасного аэродрома в Свердловске, Ту-104А попал в мощный восходящий турбулентный поток и в положении кабрирования оказался на высоте около 13 тыс. м, где утерял скорость и перешел в почти вертикальное пикирование. Произошел «подхват».

      В критической ситуации геройски повел себя КВС Гарольд Коваль, сделавший все возможное для спасения пассажиров. Когда самолет сорвался в неуправляемый штопор, Кузнецов продолжал передавать в эфир свидетельства приборов. Как следствие, в конструкцию машины были внесены изменения, позволившие радикально улучшить ее характеристики управления.

      Выявленные недостачи Ту-104 в конечном итоге привели к снятию авиалайнера с производства. Начались работы над машиной нового поколения – Ту-154. Из эксплуатации первоначальный реактивный самолет гражданской авиации окончательно вывели в 1979 году. 20 ноября он в последний раз выполнил рейс по маршруту Одесса – Москва.

      Ключ

      >