Штурм советской подлодки: как тонул «Вильгельм Густлофф»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Штурм советской подлодки: как тонул «Вильгельм Густлофф»

75 лет назад советская подводная ладья С-13 под командованием капитана Александра Маринеско потопила лайнер «Вильгельм Густлофф», который немцы использовали для эвакуации армий и мирного населения из Восточной Пруссии в январе 1945 года. О крупнейшем в истории кораблекрушении, при котором погибли более 9000 человек, повествует «Газета.Ru».

Коронавирус 2019-nCoV
По данным DXY.cn

7830
Заболевших

170
Умерших

135
Излеченых

    Пассажирский десятипалубный лайнер «Вильгельм Густлофф» был спущен на воду в 1937 году. На церемониалы спуска присутствовали лидеры нацистской Германии во главе с Адольфом Гитлером. «Густлофф» был одним из крупнейших пассажирских кораблей того времени и следующие несколько лет использовался как плавучий дом отдыха. На его борту побывали около 65 тыс. человек.

    Названием корабля сделалось имя нацистского партийного лидера, которого в 1936 году убил студент еврейского происхождения.

    Смерть Густлоффа использовалась в мишенях национал-социалистической пропаганды, его возвели в ранг мученика. Первоначально лайнер должен был называться «Адольф Гитлер».

    В 1939 году корабль переоборудовали в лазарет, а после — в казарму. На борту «Густлоффа» располагались несколько учебных классов, утилитарные занятия по водолазному делу проходили в плавательном бассейне судна. После обучения курсанты распределялись в экипажи подводных ладей.

    В январе 1945 года, после успехов Советской армии в Польше и Восточной Пруссии, в действие вступил план «Ганнибал». Операция подразумевала эвакуацию армий и населения с территорий Восточной Пруссии, Курляндии и Восточной Померании. Население паниковало, количество беженцев исчислялось миллионами. «Вильгельм Густлофф» сделался принимать беженцев на борт 22 января.

    Сначала на корабль можно было попасть только по специальному пропуску, но из-за обилия беженцев хватать стали всех подряд, преимущественно — женщин и детей.

    Судно вышло из прусского порта Готенхафен в Данциге 30 января. По нынешним оценкам, на борту должны были находиться 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных ладей, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев, в основном старцев, женщин (около 2000) и детей (около 3000).

    Корабль был переполнен, шел медленно, вдобавок вопреки всем нормам военной практики он был ослепительно освещен. Его заметил командир советской подводной лодки С-13 Александр Маринеско.

    Он выпустил три торпеды в левый борт судна. Одна из них угодила в носовую часть, другая — в район капитанского мостика, третья — в середину лайнера. Экипаж тут же закрыл все водонепроницаемые двери, но было четко, что затопление корабля — лишь вопрос времени. Одна из торпед вывела из строя силовую установку лайнера, он очутился полностью обесточен.

    Часть команды корабля осталась внизу, в заблокированных отсеках. Заниматься спуском шлюпок на воду было утилитарны некому. Некоторые из них все же удалось спустить, пассажиры одной из шлюпок погибли от обрушения зенитной установки.

    Беженцы с нижних палуб рвались наверх, к шлюпкам. Возле тысячи человек погибли в давке на лестницах и проходах.

    Многие, отчаявшись добраться до шлюпок, кончали жизнь самоубийством или упрашивали пристрелить их.

    Вместо погибших при попадании торпед членов экипажа рассаживали беженцев в шлюпки подводники. В первую очередь они пропускали детей и дам. Однако в укомплектованных таких образом шлюпках никто не умел хорошо грести, и их разносило волнами по холодному зимнему морю. Лишь немногим удалось выжить, когда поблизости очутился сопровождавший «Густлоффа» торпедолов «Леве» и прибывший на сигнал бедствия миноносец Т-36.

    Спустя час после штурмы «Вильгельм Густлофф» полностью затонул. По числу жертв это кораблекрушение стало крупнейшим в истории.

    Спастись удалось, по разным оценкам, лишь 1200-1500 пассажирам. Сквозь две недели, 10 февраля 1945 года, подводная лодка С-13 под командой Маринеско потопила еще один большой немецкий корабль «Генерал Штойбен», в итоге чего погибли около 3700 человек.

    За потопление «Густлоффа» Маринеско был представлен к присвоению звания Герой Советского Альянса, однако вышестоящее командование в этом отказало, заменив его награждением орденом Красного Знамени. Мотивом отказа стал допущенный им ряд дисциплинарных нарушений.

    Звание Героя Советского Альянса Маринеско получил посмертно, в 1990 году.

    После войны германские, польские и советские специалисты неоднократно посещали пункт крушения корабля, спускались к обломкам. В последующие годы часть предметов с «Густлоффа» разошлась по частным собраниям как сувениры. Позже правительство Польши законодательно провозгласило это место братской могилой и запретило посещение останков частными ликами кроме ученых.

    Источник