Костяки имеют свойство вываливаться из шкафов в самый неподходящий момент. Одним из первых событий такого рода в этом году, в каком, кажется, все решили избавиться от исторической амнезии, был скандал на 70-м Берлинском фестивале. Накануне юбилейного фестиваля появились публикации в солидных немецких газетах, какие говорили о небезупречном прошлом его основателя и первого директора Альфреда Бауэра во времена нацизма.

Берлинале рассказал о нацистской карьере Альфреда Бауэра

Берлинале рассказал о нацистской карьере Альфреда Бауэра

Фото: Maharepa/wikipedia.org

Произнести, что Бауэр был фигурой легендарной, почти ничего не сказать. Он оставался на посту директора фестиваля до 1976 года, то есть четверть столетия. Кроме того, он же был инициатором создания немецкого Киноинститута. Иначе говоря, это человек, которому фестиваль и институт обязаны своим существованием.

Вместо того, чтобы заметать несимпатичную историю под ковер, дирекция фестиваля для начала отказалась от приза имени Альфреда Бауэра. Он стал специальным призом жюри, одним из “Серебряных медведей”. А затем, тогда же, в финале фестиваля было оглашено, что руководство Берлинале заказало Институту современной истории имени Лейбница архивное расследование по поводу прошлого Альфреда Бауэра. Те в свою очередность предложили выполнить эту работу доктору наук Тобиусу Хофу.

Доктор Хоф провел полгода в архивах, изучая документы в Германских федеральных архивах в Берлине-Лихтерфелде, Национальных архивах и записях Администрации в Вашингтоне, Институте нынешней истории имени Лейбница, в Немецкой Синематеке в Берлине, а также Берлинских государственных архивах. Предварительные результаты можно увидать на сайте Института современной истории имени Лейбница. А пресс-служба Берлинале разослала сегодня информацию о выполненных архивных изысканиях.

Если коротко, то речь шла о том, чтобы поподробнее изучить роль Бауэра в деятельности Имперского Киноуправления (Reichsfilmintendanz), которое определяло политику национал-социалистов в районы киноиндустрии. Имперское киноуправление было создано по постановлению Йозефа Геббельса, министра просвещения и пропаганды, от 28 февраля 1942 года. Оно было основной институцией, контролирующей кино при нацистском режиме. Фактически оно не только планировало, отслеживало немецкую и европейскую кинопродукцию, но и отвечало за дистрибуцию, цензуру и производство кинофильмов во время “тотальной войны”, как тогда говорили.

При чем тут Бауэр? Он был советником директором Киноуправления с 1942 по 1945 годы. И если директор Киноуправления определял основные черты развития и был в прямом контакте с Йозефом Геббельсом и Максом Винклером, имперским комиссаром по германской киноиндустрии, то два советника Альфред Бауэр и Вальтер Мюллер-Герне отвечали за прямое управление бизнес-процессами. Иначе говоря, Альфред Бауэр как дипломированный юрист занимался юридическим обеспечением всей этой пропагандистской машины и, видимо, играл центральную роль в планировании производства кинопродукции. При этом доказательств того, что он отвечал за принятие политических решений в архивах, судя по всему, отыскано не было. Но как советник Имперского киноуправления с 1942 по 1945 годы, Альфред Бауэр хорошо знал процедуры и процессы в киноиндустрии Германии и “вносил лепта в функционирование, стабилизацию и легитимацию нацистского режима”.

Понятно, что чиновник такого ранга, отвечающий за идеологическую работу, не мог не быть членом НСДАП. Проблема в том, что Бауэр также заключался в разных национал-социалистических организациях с 1933 года и был членом нацистской партии с 1937 года.

Все это не помешало ему во время процесса денацификации после брани (1945-1947) представить себя активным противником режима. Или, как говорится в заявлении, выпущенном Берлинале, Бауэр скрывал свою роль в порядке нацистов, сознательно говоря неправду, полуправду, создавая образ оппонента этого режима.

“Новые и теперь уже научно подтвержденные находки об ответственной труду Альфреда Бауэра в Имперском киноуправлении и его поведении в период денацификации ошеломляют”, – так комментирует первые результаты работы доктора Тобиуса Хофа исполнительный директор Берлинале Мариетте Риссенбек.

Не немного важно, что вся эта история по-новому позволяет взглянуть и на первые годы Берлинского фестиваля, поднимает вопросы о тех персоналиях, которые формировали цивилизованную сцену послевоенной Германии в момент перехода от тоталитарного государства к демократическому.

Надо ли говорить, что такие проекты открывают новоиспеченные перспективы для историков кино и исследователей послевоенного мира?

Культура Кино и ТВ Мировое кино Общество История 70-й Берлинский кинофестиваль

Вам также может понравиться