Нёсся от красных: сербы открыли памятник русскому архитектору
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Нёсся от красных: сербы открыли памятник русскому архитектору

В Белграде отворили памятник русскому архитектору Николаю Краснову. Ранее в его честь была названа улица и открыта мемориальная табличка в сербской столице. После эмиграции в Королевство сербов, хорватов и словенцев Краснов создал лицо центральной части Белграда, а на родине известен как главный зодчий Крыма и создатель Ливадийского дворца.

    Как Николай Петрович сделался Николой

    Памятник прославленному архитектору Николаю Краснову торжественно открыли в центре Белграда. Мраморное изваяние было введено в парке Ташмайдан недалеко от русской церкви Святой Троицы, где покоятся останки вождя Белого движения Петра Врангеля. Ваятель Небойша Савович Нес изобразил зодчего склонившимся над рабочим столом с чертежами. Отныне монумент украшает площадку напротив входа в дом Государственного архива Сербии — одного из лучших творений Краснова.

    На церемонию прилетал его правнук Сэм Смолл.

    «Мой прадед трудился с камнем, и этот каменный монумент выполнен по образу, запечатленному на фотографии, где архитектор работает за столом.

    Ведь именно на бумаге начинает воплощаться замысел», — заявил он, выступая перед скопившимися.

    В свою очередь, автор книги о Краснове, архитектор и геральдист Драгомир Ацович отметил, что «мы все еще ходим по улицам, любуясь творениями его дарования», хотя с момента смерти их создателя прошло уже 80 лет.

    Нёсся от красных: сербы открыли памятник русскому архитектору

    Русский дом в Белграде

    Русский дом в Белграде

    ruskidom.rs

    «Когда Краснов пришёл к нам, ему было 55 лет, за плечами у него была блестящая карьера, звание архитектора царского двора и статус академика, а с ним остался истреблённый век, неизвестное будущее и семья. У нас он обрел возможность реализовать свой богом данный талант и предложить своему новому дому бесценный дар», — подчеркнул Ацович, наиболее популярный по работе над внутренним убранством белградского храма Святого Саввы, одной из крупнейших православных церквей в мире.

    Это уже не первое увековечивание памяти Краснова в Белграде, где о его труду, пожалуй, знают даже больше, чем на родине. В 2016 году на одном из зданий по улице, названной в его честь и ведущей к святилищу Святого Саввы, открыли мемориальную табличку.

    «Построенные Красновым здания нельзя рушить!»

    Многие в столице Сербии находят Краснова «своим» архитектором. Он и сам, вполне вероятно, позиционировал себя как человек двух стран. Несмотря на зрелый возраст, ему удалось ассимилироваться в новоиспеченной среде. Если свои первые проекты в Белграде архитектор подписывал «Николай Петрович Краснов», то через десять лет сжал имя до «Николай Краснов», а на последних работах выводил – «Никола Краснов».

    «Краснов — художник архитектуры, — произнёс «Газете.Ru» строитель Мирослав Павлович, пришедший в парк Ташмайдан полюбоваться творением Савовича Неса. —

    Его личное горе, имею ввиду вынужденный отъезд из России, обернулось нашим счастьем, потому что он выбрал Сербию.

    Наш король знал, кем является этот человек, доверял и всячески ему помогал. Краснов имел независимость проектирования, деньги и поддержку. Почти все государственные здания современной Сербии сделаны им. Центр Белграда вообще можно покойно называть Краснов-городом. Для меня большая честь, что именно великий мастер построил здание манежа, в который потом переехал Югославский драматический арена».

    Это сооружение сильно пострадало в пожаре 1997 года. Впоследствии собеседник «Газеты.Ru» принял непосредственное участие в восстановлении арены.

    «Сначала мы старались сохранить старый облик, особенно фасад, выходящий на улицу, — пояснил он. — Работать было весьма опасно, но никто не хотел бросить детище Краснова. И все-таки эксперты из Института охраны памятников велели разобрать уникальную кладку. Ныне у театра новая стена, построенная нами. А фрагменты исторического фасада спрятаны за стекло. Можно сказать, это мавзолей Краснова. На плоды его труды теперь не падает даже пыль. Есть еще один символ. Краснов эмигрировал из России и создал чудо в Сербии. Когда реконструировали арена, началась бомбардировка Югославии. И как Краснов начал новую жизнь в Белграде, так и мы встали на ноги после ужаса 1999 года. Закат не понимал, что то, что возвел великий архитектор, нельзя рушить!»

    «Прибыл из Крыма на пароходе «Бермудиан»

    Поскольку Краснов был убежденным монархистом, то после Февральской революции касательство к нему новой власти являлось далеким от почитания, указывается в книге исследователя Владимира Сухорукова «Крым в лицах и жизнеописаниях». После событий октября 1917 года архитектор превратился в олицетворение «контры». С трудом продержавшись в новых реалиях до 1919 года, Краснов с супругом и двумя дочерьми отбыл на пароходе «Бермудиан» в Константинополь. Затем, как и многие, перебрался на Мальту.

    В составленной на эмигранта анкете подчеркивалось, что в случае изменения политической обстановки в России он преднамерен вернуться в Крым:

    «Прибыл из Крыма на пароходе «Бермудиан» в мае 1919 года с женой Анной Михайловной 55 лет, двумя дочерьми — Ольгой и Верой Николаевнами 30 и 24 лет,

    зятем Хорватом Леонидом Владимировичем 29 лет и внуком Владимиром 6 лет. Непрерывное место жительства — город Ялта Таврической губернии. В России остались бумаги и акции в банке в Москве; физическое положение — средств нет; какой труд желает получить — по специальности; куда хочет ехать и когда — в Крым, когда будет покойно».

    Но после окончания Гражданской войны стало понятно, что власть большевиков укоренилась надолго. Краснову с родственниками не оставалось ничего иного, как обживаться на средиземноморском острове или искать себе другое пристанище. Работы для архитектора там не было, и он попросил Союз русских инженеров оказать содействие переезду в Королевство сербов, хорватов и словенцев, как тогда именовалась Югославия. В апреле 1922 года Красновы перебрались в Белград. Король Александр I тогда активно занимался выстраиванием своей державы, а потому талант искусника не остался невостребованным.

    Краснов нашел работу в Министерстве строительства, где стал инспектором архитектурного отделения. По его проектам в столице было возведено большенное количество монументальных построек. Помимо Госархива это здания Министерства финансов (современное здание правительства Сербии), Министерства лесных и природных ресурсов (ныне МИД), Министерства сельского хозяйства и водных ресурсов. В дому Народной скупщины Краснов спроектировал фасад, часть внутренних интерьеров, парк и ограду.

    По заказу королевской семьи Карагеоргиевичей русский зодчий оформил интерьер ее резиденции, в том числе Королевского дворца в Дединье.

    Было у него и несколько проектов за пределами Белграда. Так, Краснов занимался реконструкцией мавзолея черногорского правителя первой половины XIX столетия, выдающегося сербского поэта Петра II Негоша на горе Ловчен. Королевская усыпальница — храм Святого Георгия на холме Опленац близ Тополы, сербские военные погосты в Греции на острове Видо и в Салониках — тоже его рук дело.

    В общей сложности Краснов прожил в Югославии 17 лет. 8 декабря 1939 года он скоропостижно скончался, итого месяц не дожив до своего 75-летия. Могила зодчего находится на русском участке Нового кладбища Белграда. Поблизости погребены многие знаменитые деятели русской эмиграции. Тут же похоронены останки основоположника белой Добровольческой армии генерала Михаила Алексеева.

    Николай II: «Краснов — удивительный молодчина»

    Масштаб личности Краснова был настолько велик, что в 1887 году, в 23-летнем возрасте его утвердили главным архитектором Ялты с окладом в 900 рублей в год. Решение принимала Городская дума. Начав свою труд с расширения и благоустройства набережной, Краснов превратил Ялту в город-курорт общеимперского масштаба. Если прежние архитекторы видели Ялту бессистемным городом-садом с раскиданными повсюду дачами, то Краснов взялся за дело с государственной основательностью. Город расширялся, включал в себя новые территории, а зодчий определял нормы ширины улиц и высоты зданий, устранял хаотичность застройки.

    Он построил две городские гимназии, детскую больницу, благоустроил Пушкинский бульвар, реконструировал порт, выстроил мол, установил подпорные стены вдоль двух рек, обрамляющих Ялту с запада и востока, и мосты через эти реки.

    Дворец «Дюльбер» в Мисхоре в мавританском манере, принадлежавший двоюродному дяде Николая II, великому князю Петру Николаевичу. Дача в имении «Чаир», владельцем которой являлся его брат, великий князь Николай Николаевич (главнокомандующий Русской императорской армией в Первой всемирный войне).

    Дворец Феликса Юсупова в Кореизе, санаторий имени императрицы Александры Федоровны в Массандре, дача «Виктория» в Феодосии

    — вот лишь небольшая доля хорошо известных объектов, придуманных и воплощенных в жизнь архитектором Красновым. Но главным творением его карьеры, бесспорно, стал Ливадийский дворец — летняя резиденция царской семейства в окрестностях Ялты, построенная по личному заказу последнего русского императора.

    Восхищаясь этой работой, Николай II писал своей маме Марии Федоровне в сентябре 1911 года: «Архитектор Краснов — удивительный молодец, подумай — в 16 месяцев он выстроил дворец, большой Свитский дом и новую кухню. Кроме того, он прелестно устроил и украсил сад со всех сторон новых построек совместно с нашим отличным садовником, так что эта часть Ливадии очень выиграла. Виды отовсюду такие красивые, особенно на Ялту и на море. Все ездящие, после осмотра дома, в один голос хвалят то, что видели, и, конечно, самого виновника — архитектора».

    Плоды деятельности Краснова разболтаны по всему Крыму. Не обошел вниманием зодчий и административный центр полуострова Симферополь.

    Источник

    >