«Колотить и резать»: как поляки издевались над евреями в Минске
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Колотить и резать»: как поляки издевались над евреями в Минске

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

«Колотить и резать»: как поляки издевались над евреями в Минске

Разрушенный белополяками квартал в Минске. 1920 год

Разрушенный белополяками квартал в Минске. 1920 год

РИА «Новинки»

5 августа 1920 года газета немецких социал-демократов «Форвертс» рассказала о погромах, учиненных польскими военными в Минске. Издание приводило детали издевательств над еврейским населением. По оценке Еврейского общественного комитета, за 11 месяцев польской оккупации в Белоруссии пострадали до 350 тыс. человек.

«Колотить и резать»: как поляки издевались над евреями в Минске

      5 августа 1920 года в газете «Форвертс» вышла статья под заголовком «Силы над личностью», посвященная погромам, учиненным польскими воинскими частями в Минске в период с августа 1919 по июль 1920-го. Мир впервые разузнал о злодеяниях польской армии во время пребывания в городе. Корреспонденты печатного органа немецких социал-демократов рассказывали, что поляки ровно на улице ловили евреев для принудительных работ.

      «Работать заставляли 24 часа без перерыва, без отдыха, и за всякую мелочь зверски избивали. Поляки изобрели новоиспеченный способ издевательств: они разделяли пойманных евреев на две отдельные группы — одна, в которой все были одеты в светлом или белоснежном, — и этих заставляли грузить уголь; другая же, в которой все были одеты в темном, — заставляли грузить мучение. Итак, по окончанию работы они были так измазаны и измучены, что совершенно не были похожи на людей. Евреи перестали показываться на улице. Поляки ведали, что субботу евреи не пропустят и пойдут в синагогу. Они вместе с милиционерами, по окончании молитв, оцепили синагогу и всех выходивших из синагоги евреев в талесах тащили на труд», — сообщал «Форвертс».

      Принудительные работы сопровождались унижениями и оскорблениями. Евреев били до крови, заставляли собирать сено по соломинке и выносить в сарай. Больным приказывали носить воду в дырявом ведре, женщинам – тянуть бочку с водой вместо коню, а несогласных раздевали догола.

      Красная армия оставила Минск в августе 1919 года.

      Началась польская оккупация, какая продлилась до 11 июля 1920-го, когда РККА вновь освободила столицу Белорусской ССР от польских войск.

      Как указывается в историко-литературном очерке «Еврейская внутренняя культура в Беларуси» Арона Скира, по мере наступления поляков «сразу же начались погромы в городах и местечках», занятых ими. Польские бойцы врывались в синагоги и оскверняли их. Они использовали стереотипы в сознании католиков, униатов и православных жителей Белоруссии, согласно которым евреи «реализовали» Иисуса Христа, за что оказались проклятым народом, а иудаизм «дьявольской» верой, или что все евреи – колдуны и убийцы христиан, разрушители благополучия христианского дома.

      Возникло понятие «негромкие погромы» – показательное нарушение еврейской традиции, объявление общественных работ в дни еврейских праздников, включая Судный день. Одновременно польские воли наказывали евреев за работу по воскресеньям. Легионеры рвали Тору, резали бороды старикам, заставляли верующих выполнять физиологические работы по субботам.

      «В бесчинствах польских военных можно выделить два этапа. Первый включал погромы во время оккупации республики с августа 1919 до июня 1920 года, а другой – время отступления в июле 1920 года. Погромы сопровождались широкой антисемитской агитацией среди крестьян. Она была примитивной и сводилась к тому, что евреи являлись коммунистами, какие все губят, обманывают, и поэтому их необходимо «бить и резать». Обычным предлогом для грабежа еврейского имущества служили поиски коммунистов. По подтверждению современников, польская антисемитская агитация имела «значительный успех» и смогла отравить сознание белорусских крестьян», — помечает историк Леонид Смиловицкий в своей книге «Евреи в Турове: история местечка Мозырского Полесья».

      Согласно этому автору, дело городов и местечек Белоруссии в 1919 году сопровождалось погромами и грабежами не только лавок и магазинов, принадлежавших евреям, но и частных домов. В течение 11 месяцев польской оккупации евреев подвергали различным конфигурациям насилия: от оскорблений, унижения человеческого достоинства, избиений, изнасилований до нанесения увечий и убийств. Самые массовые жертвы среди евреев и банкротство пришлись на время скоротечного отступления польских легионеров из БССР в июле 1920 года.

      О погромах в Минске 9-11 июля чуть запоздалее был составлен подробный доклад юридической комиссии.

      Как отмечал «Форвертс», когда РККА приближалась к Минску, в городе начала ощущаться нехватка хлеба. Поляки обвинили евреев в попытке спрятать мучение. Поэтому на раздачу по хлебным карточкам разрешили являться исключительно христианам. Затем польские солдаты запретили продавать евреям продовольствие на базаре.

      «Во время похорон одного из активных общественных деятелей, Абрама Каплана, все еврейское население приняло участие в процессии, и во пора шествия познанцы оцепили процессию и стали варварски избивать всех. Весь народ рассеялся, остались у гроба лишь родные, которые заявили, что их могут убить, но они от гроба не отойдут», — описывала газета один из инцидентов того поре.

      Историк Смиловицкий резюмировал, что убийства и надругательства совершались хладнокровно и планомерно, чтобы «причинить максимальный ущерб еврейской общине и унизить человечье достоинство».

      Отходя из Белоруссии, польские войска массово поджигали целые улицы населенных пунктов. По мнению Смиловицкого, организованный нрав поджогов позволяет предположить существование плана польского командования по разрушению еврейских местечек при отступлении.

      Информацию «Форвертс» о безобразиях польских воинских частей подтверждали другие источники. Так, харьковская газета «Дер Коммунист» со слов прибывших в Киев еврейских беженцев поведала о погромах на Украине.

      «Тяжкое положение еврейского населения в демократической Польше стало еще более невыносимым, когда начались поражения польской армии. Польские газеты начали винить евреев в своих неудачах, будто бы евреи стреляли в отступавшую армию, обливали солдат серой и т. п. Эта агитация вызвала цельный ряд погромов, организованных главным образом солдатами», — констатировало издание в своей статье.

      Что касается погромов на Украине, июнем и июлем 1920 года датируются хранящиеся в архивах свидетельства должностных лиц – например, начальника милиции и городского головы Житомира.

      В Белоруссии гонениям подвергались не только евреи. Из монографии «Иноземная военная интервенция в Белоруссии 1917-1920» историка Иллариона Игнатенко следует, что поляки стремились уничтожить белорусский стиль.

      «Массовые грабежи, пожары, расстрелы, экзекуции дополнялись насильственным проведением национальной политики. Пользуясь услугами ксендзов, обскурантистской части интеллигенции, чиновников, интервенты активно вели шовинистическую агитацию, принуждали крестьян писать заявления о том, что они являются поляками и католиками», — уточняется там.

      Во другой половине августа 1920 года положение на советско-польском театре военных действий вновь радикально переменилось. После разгрома РККА под Варшавой советский Западный фронт развалился. Разрозненные подразделения, таща огромные потери, стремительно откатывались с территории Польши и Западной Белоруссии. Поляки возвращались в покинутые места.

      В соответствии с договоренностью о перемирии с РСФСР от 12 октября 1920 года, польские войска покинули Минск, а все антисоветские формирования на подконтрольной Польше территории бывальщины распущены.

      В декабре того же года в целях оказания помощи еврейскому населению, пострадавшему от погромов и бандитских нападений, была образована Белорусская комиссия Еврейского социального комитета (Евобщесткома). Исполнительными органами в уездах являлись уездные уполномоченные.

      По данным Евобщесткома, за 11 месяцев польской оккупации в Белоруссии пострадало 350 тыс. чел., вводя 120 тыс. детей.

      Источник

      >