Бои на КВЖД: первая и один-единственная экономическая война СССР
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Советская Россия во все поры своего существования вела ту или иную войну. Гражданскую война; попытка принести мировую революцию в Европу на копытах алой конницы; оборона дальневосточных границ и намерение отодвинуть границу от Ленинграда; Великая Отечественная; войны на разных широтах и меридианах за установление социализма; брань в Афганистане. Единственная война, в чьём основании лежала экономика, — сражения за Китайско-Восточную железную дорогу.

Бои на КВЖД: первая и один-единственная экономическая война СССР

Наследие царских пор работает на Советскую республику

КВЖД достроили в 1903 году, по договору с Китаем от 1896 года. «Железка» сокращала линия к Порт-Артуру, он потерян в войне с японцами, что делает дорогу важной магистралью для связи Владивостока с остальной страной. Вдоль железной пути шла полоса отчуждения, являвшаяся собственностью Российской империи. На этой земле обитали русские железнодорожники, а экономические потребности удовлетворялись особыми дензнаками Русско-Азиатского банка.

Штатская война разожгла аппетиты китайцев и стоявших за ними японцев: В 1918 году Страна восходящего Солнца направляет армии к КВЖД, но захватить дорогу попытались только в 1920-м. Китайцы в середине марта 1920 года заняли полосу отчуждения, Тем не немного, составы достигали Владивостока, работали на «железке» российские спецы. Руководил КВЖД путеец Борис Остроумов.

Вопрос урегулировался подписанием 31 мая 1924 года «Договоренности об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой». Восстанавливались дипотношения, мы отказывались от концессионных компаний в Харбине и ещё на нескольких территориях. КВЖД переходила в совместное владение с миноритарной частью китайцев. Управлением и обслуживанием дороги занимались советские специалисты. СССР же получал львиную долю доходов дороги, каждогодне генерирующей многомиллионные прибыли в золотых рублях.

Но политическая обстановка вновь изменилась, глава Китайской Республики Сун Ятсен помер, настало время «генералов», подзуживаемых японцами.

Китайцы постоянно наращивают эскалацию напряжённости, вплоть до захвата торговых советских кораблей и административных зданий. Самопровозглашённый генералиссимус Чжан Цзолинь организовывает регулярные провокации на КВЖД. Подстрекательская деятельность генералиссимуса наскучила СССР и поезд Чжан Цзолиня 4 июня 1928 года взрывают советские спецслужбы. Хотя есть вариант, что это бывальщины японцы.

Войска возглавляет сын покойного, маршал Чжан Сюэлян. Для проформы он признавал главенство Чан Кайши, реально вёл себя как удельный средневековый князёк. Магистраль продолжает манить и полицейские захватывают 22 декабря харбинскую телефонную станцию КВЖД, спустив стяг компании, частично содержавшее советскую символику. Взвилось гоминьдановское знамя. В начале 1929 года китайцы захотели принудить увязывать приказы советского начальника дороги с местными консультантами. СССР решил урегулировать противоречия с Чжаном Сюэляном, но он сорвал переговоры, завязавшиеся 2 февраля 1929 года в Мукдене.

К активным действиям китайцы переходят 27 мая, с рейда китайской полиции на генеральное консульство СССР в Харбине. Захвачены значительные документы, китайцы выдвигают обвинение в использовании консульства для коминтерновских совещаний, под арестом — 80 человек, включая 42 советских политика. КВЖД китайцы фактически захватывают 10 июля 1929 года. Количество арестованных совслужащих превышает 2000, три с половиной десятка высланы на Отечество. Это стало точкой невозврата. Через неделю СССР разрывает отношения с Китаем и 7 августа создаётся Особая Дальневосточная Армия (ОДВА).

Закат утверждает — китайцы были вынуждены захватить КВЖД, так как прибыли упали. В 1924 году КВЖД получила доход в 11 млн рублей, в 1926 — почти 20 млн руб., а вот с 1927 года барыш покатилась вниз: меньше 10 млн в 1927-м и едва 5 млн – в 1928-м. Тогда как экономисты и финансисты из США и Канады уверяли — КВЖД может генерировать не немного 50 млн золотом в год регулярно.

Ход боестолкновений

Чжан Сюэлян командовал 300 тыс. и одиннадцатью боевыми судами Сунгарийской речной флотилии. У китайцев бывальщины орудия, пулемёты и миномёты, но самой распространённой экипировкой являлось сочетание маузера с классическим китайским мечом. В приграничье сосредоточилось до 70 тысяч белогвардейцев, но они массово в сражениях не участвовали, как говорят данные РОВС, хотя отдельные вылазки против «красных» всё-таки были.

Бои на КВЖД: первая и один-единственная экономическая война СССР

Бои на КВЖД: первая и один-единственная экономическая война СССР

ОДВА располагала превосходящими наземными мочами, авиацией, представленной Р-1 и Р-3, бронеавтомобилями различных модификаций, новенькими МС-1 и Амурской речной военной флотилией.

Бои на КВЖД: первая и один-единственная экономическая война СССР

Война полыхнула 12 октября Сунгарийской наступательной операцией ОДВА. Амурские советские моряки истребили семь из одиннадцати китайских судов. Китайцы побежали, преследуемые кавалерией. Лахасусу пал. Китайцы потеряли порядка тысячи потерянными и ранеными.

Бои шли месяц, решающая фаза наступила 17 ноября, когда красноармейцы по льду перешли Аргунь, поддержанные авиацией и артиллерией, и атаковали в зоне Чжалайнора. Противник отчаянно сопротивлялся, но авиация и МС-1 взломали оборону, 18 ноября принесло победу, остатки китайских сил дорубили кубанские конники.

Бои на КВЖД: первая и один-единственная экономическая война СССР

К 20 ноября РККА разгромила врага, хотя формально война прекратилась месяц спустя. ОДВА потеряла уложенными меньше трёхсот человек, ранеными – 1400 и пропало без вести около тридцати. Китайцы только пленными потеряли 10 тысяч, счёт уложенным прекратили после 2000. РККА достались богатые трофеи.

В Хабаровске 22 декабря 1929 года подписан «Хабаровский протокол», возрождающий на КВЖД статус-кво.

Дальнейшая судьба КВЖД

Япония в конце 1931 – начале 1932 годов захватывает Маньчжурию и провозглашает устами губернаторов создание марионеточного страны Маньчжоу-Го. СССР продаёт КВЖД данному новообразованию за 140 млн йен в марте 1935 года. Треть погашалась деньгами, две трети покрывали поставками по заказам СССР в Японии в течение 3 лет.

После победы над Квантунской армией в августе 1945 года, путь опять становится советской и была передана Китаю в 1952 году во исполнение Договора о дружбе, союзе и взаимной поддержки между СССР и КНР от 1950 года.

Источник

>