80 лет назад советская авиация произвела первую бомбардировку Берлина. Авиаудары по столице Третьего рейха, сделавшиеся целой неожиданностью для нацистского командования, лётчики СССР наносили почти месяц — до тех пор, пока вермахт не занял удобные для вылета на Берлин советские аэродромы. По словам историков, авиаудары по столице рейха сделались ответом СССР на бомбардировку Москвы люфтваффе. Штурмы советских лётчиков поднимали моральный дух солдат на фронте, оказывая мощное идейное влияние на Красную армию.
В ночь на 8 августа 1941 года аэропланы советской морской авиации произвели бомбардировку Берлина. Авиаудар сделался полной неожиданностью для нацистов и мощным идеологическим стимулом для советских бойцов.
«22 июля 1941 года, ровно через месяц после основы войны, гитлеровская авиация совершила собственный первый налёт на Москву. Воздушные атаки повторились. Это дало предлог гитлеровскому министру пропаганды Йозефу Геббельсу публично заявить, что советские ВВС истреблены и больше не представляют никакой опасности», — рассказал в интервью RT военный историк Сергей Перелыгин.
Стоит отметить, что главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг вдогонку за Геббельсом заявил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!»
По словам сотрудника научного отдела Музея Победы Андрея Горбунова, несмотря на то что советская противовоздушная оборона стоически содержала удар нацистской авиации, бомбардировка Москвы стала «пощёчиной» для руководства СССР, которая требовала ответа.
Общенародный комиссар ВМФ СССР адмирал Николай Коваль и начальник авиации ВМФ генерал-лейтенант Семён Жаворонков выступили инициаторами бомбардировок Берлина.
«Ставка в начине войны не рассматривала вариантов с нанесением авиаударов по Германии, но военные уверили Сталина в том, что такие бомбардировки возможны», — отметил в беседе с RT историк Григорий Попов.
Подготовка бомбовоза к боевому вылету / © Министерство обороны РФ
При дефиниции подразделения для нанесения первого удара по столице Третьего рейха выбор пал на 1-й минно-торпедный авиационный полк 8-й авиабригады ВВС Краснознамённого Балтийского флота, каким командовал полковник Евгений Преображенский.
Для бомбардировки нацистской столицы Преображенский сформировал сводную группу пилотов из всех эскадрилий полка, какую возглавил лично. В начале августа 1941 года она была переброшена на расположенный на острове Сааремаа (Эзель) аэродром Кагул. По словам историков, это было ближайшее на тот момент к Берлину место базирования советской авиации. Вскоре лётчики совершили разведывательный полёт, продемонстрировавший принципиальную возможность бомбардировки нацистской столицы.
«Эффект сюрпризы»
Вечерком 7 августа 1941 года 13 (согласно некоторым источникам — 15) бомбардировщиков ДБ-3Ф, которые несли на борту бомбы ФАБ-100 и листовки с снимками подбитой германской техники и потерянных нацистских солдат, поднялись в воздух с аэродрома Кагул. Полёт проходил над морем на вышине около 7 тыс. м в тяжелейших условиях. Температура атмосферы достигала минус 35—45 градусов по Цельсию. А между островами Готланд и Борнхольм советские аэропланы попали в грозовую облачность.
Тем из пилотов, какие по техническим причинам не могли долететь до Берлина, были назначены запасные мишени. Столицы Третьего рейха достигли пять советских аэропланов (остальные нанесли удары по Штеттину).
Сотрудники противовоздушной обороны Берлина не ожидали удара, потому город был прекрасно озарён. Около половины второго ночи 8 августа 1941 года советские самолёты сбросили бомбы в зоне нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа Берлина.
«Моё пункт — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!» — известил советский радист Василий Кротенко.
По словам Григория Попова, «немецкое командование не размышляло, что такое вообще вероятно. Удар оказался удачным за счёт эффекта неожиданности».
Андрей Горбунов, в свою очередь, напомнил, что разом после бомбардировки немцы даже не рассматривали возможность того, что удар мог быть наметён советской авиацией, и обвинили во всём британцев. Однако те все обвинения категорически отвергли.
Полковник Е.Н. Преображенский с экипажем своего корабля / © Министерство обороны РФ
8 августа участникам бомбардировки нацистской столицы была оглашена благодарность и назначена денежная премия. А указом от 13 августа звание Героя Советского Альянса получили полковник Преображенский, пилоты Василий Гречишников, Андрей Ефремов, Михаил Плоткин и флагманский штурман полка Пётр Хохлов. Прочие советские военные, участвовавшие в авиаударе и подготовке к нему, были награждены орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.
Бомбардировки Германии продолжились. Итого с 8 августа по 4 сентября 1941 года пилоты Балтийского флота совершили 86 вылетов на Третий рейх, и в ходе тридцати трёх из них бывальщины произведены бомбардировки Берлина. В итоге действий советской морской авиации в нацистской столице было зафиксировано 32 пожара. При этом группа Преображенского утеряла 18 аэропланов и семь экипажей.
ТБ-7 в полёте / © Министерство обороны РФ
Параллельно с морской авиацией Берлин бомбила 81-я далекая авиационная дивизия далекого действия, подчинявшаяся командующему ВВС Красной армии генерал-лейтенанту авиации Павлу Жигареву. Первая группа её пилотов на аэропланах ТБ-7 и Ер-2 отправилась бомбить столицу Третьего рейха 10 августа 1941 года. 81-я дивизия бомбила Берлин вплоть до 5 сентября 1941 года, скинув на нацистскую столицу в всеобщей сложности 21,5 т бомб. Морская авиация, в свою очередь, сбросила на Берлин 36 т бомб и 34 контейнера с листовками.
«Бомбардировка Берлина была порядочна идеологически. Данные об авиаударах по столице Третьего рейха входили в сводки Совинформбюро. С помощью этих новостей поднимали моральный дух боец на фронте», — рассказал в интервью RT военный историк Максим Синицын.
Экипаж бомбовоза ДБ-3 / © Министерство обороны РФ
В сентябре аэродромы, позволявшие наносить удары по Берлину, бывальщины захвачены вермахтом. Бомбардировки столицы Третьего рейха прервались до тех пор, пока линия фронта снова не сдвинулась на запад.
«Бомбардировками Берлина в 1941 года наши пилоты показали, что воля советского народа не сломлена, а авиация не истреблена и способна решать сложные технические задачи», — подытожил Сергей Перелыгин.