Бомбардировка Дрездена: кто из советских военных ведал о ней
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Бомбардировка Дрездена: кто из советских военных ведал о ней

Бомбардировка Дрездена: кто из советских военных ведал о ней

13-го февраля 1945 года восемьсот английских тяжелых бомбардировщиков начали сбрасывать бомбы на Дрезден. Было сброшено две с половиной тысячи тонн фугасных и зажигательных бомб. Чуть запоздалее англичане сбросили ещё почти две тысячи тонн. Следующие два дня Дрезден бомбили триста американских «Летающих крепостей».

Погибло возле 25 тысяч человек. Хотя называют и 200 тыс., и даже 500 тыс. человек, но эти данные явно преувеличены. Точные цифры разузнать невозможно, просто потому, что нельзя определить численность населения города: там находились сотни тысяч беженцев из разных регионов Германии.

Бомбардировка Дрездена — это событие, до сих пор обсуждаемое и до сих пор нет целого мнения. Большинство высказываний на эту тему сильно политизированы, и меняются в зависимости от времени. Одни склонны считать это военным правонарушением, другие пытаются объяснить все произошедшее военной необходимостью.

Отдельной темой стоит вопрос о том, насколько эти бомбардировки были согласованы с руководством СССР? В советское пора, в годы «холодной войны», бомбардировки Дрездена в Советском Союзе подавались исключительно как военное преступление против мирного народонаселения. Указывалось, что целью бомбардировок было и запугивание советского руководства, демонстрация мощь авиации союзников. Кроме того, поскольку Дрезден должен был входить в советскую пояс оккупации, утверждалось, что американцы специально разрушали город, чтобы он не достался Красной Армии. И, разумеется, никто даже не мог поразмыслить написать или сказать о том, что подобные акции могли быть согласованы англо-американцами с советской стороной.

Сегодня у нас уже есть достаточно информации, по какой можно представить более или менее объективную картину.

Советское руководство было очень заинтересовано в несении ударов по тыловым зонам Вермахта, вплоть до территории в глубине самой Германии. Надо было помешать переброскам войск, а для этого требовалось разрушение транспортной инфраструктуры. Было так же необходимо разрушать военные заводы. Сделать всё это Алая Армия самостоятельно не могла, по простой причине — не было стратегической бомбардировочной авиации, способной решать такие задачи. У англо-американских союзников бывальщины и сотни тяжелых бомбардировщиков, и опыт их массированного применения. У самих союзников задачи стояли, собственно те же и там же.

Поэтому, когда в первоначальный же день Ялтинской конференции советской стороной, в лице заместителя начальника Генерального штаба, генерала армии А.И.Антонова, был возвышен вопрос о возможном нанесении англо-американской авиацией ударов по объектам в Германии, то оказалось, что это совпадает с планами союзников. Ещё в январе командование английской бомбардировочной авиации рассматривало возможность нанесения ударов по зоне Берлин, Дрезден, Лейпциг, с целью уничтожение крупнейших транспортных узлов и военных заводов. Так что цели советской стороны и англо-американцев целиком совпали.

Насколько советская сторона была конкретно информирована по выбору объектов, и конкретно по Дрездену, сказать сложно. Как строчит историк Фредерик Тейлор, англичане отправляли советскому командованию список объектов, которые предлагалось бомбить. В списке бывальщины транспортные узлы и предприятия Дрездена.

Но здесь есть два момента. Во-первых, союзники между собой не согласовывали конкретные поступки настолько, чтобы обсуждать где, что и как бомбить. Во-вторых, у советской стороны, как уже сказано выше, не было опыта массированного применения бомбардировочной авиации, потому согласование в этом вопросе велось лишь в самых общих чертах. То есть советская стороны высказывалась по поводу всеобщих целей бомбардировок, а конкретные вопросы решать предстояло союзникам. Сам же выбор целей в данном случае был небогат, и все равно сводился к треугольнику Берлин-Дрезден-Лейпциг.

Соображало ли руководство всех сторон о том, что речь идёт об огромных жертвах среди мирного населения? На это вопрос можно ответить однозначно. Бомбардировка любых заводов повергнет к гибели работающих на них людей. Так же как и бомбардировка транспортных узлов приведет к гибели большого числа мирных жителей.

Уровень авиационной технике того поре не позволял бомбить прицельно, не было никаких «умных бомб». Единственным способом уничтожить крупный промышленный объект была ковровая бомбардировка, когда десятки и сотни тяжких самолетов сбрасывают десятки бомб на одну территорию. Сколько объектов в районе цели будет разрушено предсказать невозможно. В первоначальный день бомбардировки над Дрезденом была низкая облачность и в такую погоду говорить про точность вообще сложно. А на второй день доля американских бомбардировщиков так сильно промахнулась, что бомбила Прагу.

Когда говорят о разрушениях Дрездена, то приводят данные о тысячах домов, среди которых магазины, кинотеатры, больницы, школы и даже зоопарк. Но при этом не акцентируют внимание на том, что было разрушено две сотни заводов: танковых, авиационных, по производству синтетического горючего. И если в городе было истреблена почти половина жилых зданий, то военные объекты в той или иной степени разбомбили все. Так же на несколько дней была полностью парализована вся транспортная система в том зоне. То есть, бомбили все-таки цели военные, всё остальное просто было рядом.

В 45-м году и советское, и англо-американское военное руководство решало проблема полного разгрома гитлеровской Германии. Всё, что вело к победе над врагом, должно было делаться. То, что проводились операции, подобные воздушным налетам на Дрезден, то что такая операция обсуждалась и согласовывалась всеми сторонками для того времени было вполне естественно.

>