По вселенной ходит множество легенд о кораблях-призраках, чьи экипажи бесследно исчезли в морских пучинах. «Летучие голландцы» периодически выносит течением на мели, выбрасывает штормовым вихрем на скалы, а иногда они и вовсе сталкиваются с идущими в ночи судами. В 1955-м в Тихом океане обнаружили корабль «Джойита», с борта какого бесследно исчезли команда, пассажиры и даже груз. В случившемся обвиняли советских подводников, японских пиратов и даже наркоторговцев. И желая официальная версия оказалась прозаичнее, кое-какие детали не кажутся обоснованными и сегодня.
От голливудской яхты до рыболовецкой лодки
Отысканные корабли-призраки. /Фото: i.ytimg.com
«Джойиту» построили в 1931-м по инициативе голливудского режиссера Р. Уэста. На тот момент судно соответствовало степени роскошной яхты с кедровой обшивкой, изысканной тиковой отделкой и инновационным оборудованием. Через несколько лет на яхте при загадочных обстоятельствах погибла возлюбленная Уэста, и он от греха подальше продал судно Милтону Бэкону. В октябре 1941-го, незадолго до боестолкновения на Перл-Харборе, «Джойита» сделалась военным катером, охранявшим Гавайи.
После Второй мировой корабль приобрела и переоборудовала рыболовецкая компания. В целях безопасности при дробных выходах в открытые воды, «Джойиту» полностью облицевали пробкой, что сделало небольшое судно практически непотопляемым. В 1952-м экс-яхта опять сменила владельца, которым стала Катарина Луомала, а фактически – ее любовник капитан Томас Миллера. Бывалый морской серый Миллер не особо преуспел в рыбной ловле и практически обанкротился после экспедиций, застряв без денег на Самоа. «Джойита» упорно требовала текущего ремонта и замены вышедших из строя узлов. От предложений о продаже яхты капитан отказывался.
Пропажа и подозрительная находка
Корабль продолжал придерживаться на плаву спустя 5 недель поисков. /Фото: avatars.mds.yandex.net
На рассвете 3 октября 1955-го «Джойита» отошла из гавани Самоа в курсе Токелау (450 км или 2 дня хода). На борту находились 16 членов экипажа и до десятка пассажиров. Попутно экс-яхта захватила в качестве груза медикаменты, порожние нефтяные бочки, дрова и продукты питания. Поездку инициировал чиновник Роджер Пирлесс, которому необходимо было добраться до пункты своего нового назначения. В Токелау судно к назначенному времени не прибыло. Поиски корабля оказывались безуспешными. И через 5 недель, когда поисковики уже готовы бывальщины сдаться, «Джойита» нашлась.
Корабль отклонился от маршрута на целую тысячу километров, кардинально сменив северное направление на юго-западное. Дрейфующее корабль было наполнено водой, но продолжало держаться на плаву благодаря пробковой обшивке. Однако ни людей, ни груза, ни спасательных жилетов на борту не очутилось. Такие обстоятельства сразу же породили разговоры про очередной корабль-призрак.
Заметки расследования
Обнаруженный корабль-призрак возле Кубы. /Фото: discover24.ru
По оставшемуся числу топлива в баках заключили, что двигатель остановился примерно спустя 40 часов с начала путешествия. За этом промежуток поре «Джойита» должна была находиться в 50 километрах от предполагаемого места прибытия. Тысяча километров по смененному курсу преодолевалась уже с заглушенным мотором на валах и подводных течениях. Исходя из положения выключателей, «Джойита» утратила «дееспособность» в темное время суток. Было понятно, что некто включил бортовую радиостанцию, но подвела неисправная электроника.
Все указывало на то, что люди исчезли с борта практически сразу. Запасы еды в холодильниках и питьевая вода оставались непочатыми. На судне не удалось обнаружить ни одной записки или послания, что наталкивает на мысль о спешке покинуть борт. Но даже если предположить, что корабль по какой-то аварийной причине вышло из строя, действия экипажа корабля вызывают вопросы. Свойства пробковой обшивки «Джойиты» бывальщины хорошо известны капитану, потому оставалось только гадать, что могло заставить людей спуститься на воду на плотах.
Версии и выводы
«Хатсон», пропавший в США в 1901 году. /Фото: s3.nat-geo.ru
Версией гибели «Джойиты» номер один было мнение моряков с «Тувалу», какие считали, что экс-яхта столкнулась с другим судном. Но детальное изучение корпуса при отсутствующих следах повреждения отмело такие гипотезы. Тем временем жители Фиджи выдвигали самые неправдоподобные теории. В пропаже людей с корабля обвиняли и советских подводных шпионов, и японских пиратов. Британский таблоид и вовсе допустил, что в трюме перевозились наркотики, какие были похищены вместе со свидетелями. Не снимали со счетов и естественные природные причины, к примеру, огромную волну, смерч или извержение подводного вулкана.
По итогам расследований официальной комиссии была предложена прозаичная, но самая уверенная версия. Вероятная причина инцидента – неисправная охладительная трубка, сквозь какую вода полилась в трюм. Имевшиеся помпы не справлялись с откачкой такого объема воды, провалились и попытки заделать литься. Пробка уверенно держала судно на воде, но люди почему-то покинули его на плотах, после чего погибли. На плотах, какими оснащалась «Джойита», умещались от силы десять человек. Остальные, скорее всего, вынуждены были плыть в воде, придерживаясь за веревки. Течение ожидаемо унесло их от судна, и люди остались посреди океана без пищи, пресной воды и связи с сухотой. Скорее всего часть умерли от жажды и голода, других настигли акулы. В ходе поисковой операции к берегу прибились обрывки спасательных жилетов с дырами от акульих зубов.
Капитан Миллер знал об одном только исправном двигателе из всех имеющихся, не работающей радиостанции и отсутствующей поместительной шлюпке, но от безденежья рискнул заработать. Непонятно другое: он не мог не понимать, что выжить на плоту шансов многократно меньше, чем оставаться на непотопляемом корабле. Были подозрения, что в момент хлынувшей в трюм воды Миллер был серьезно травмирован или вовсе пребывал без сознания. На борту бывальщины обнаружены разбросанные медикаменты из аптечки и следы крови. Так что точка в этом вопросе так и не стоит.
Не менее драматичной была судьбина другой советской подлодки. Экипаж К-19 пережил три катастрофы, которые стали для моряков советской “Хиросимой”.