Многие ошибочно находят, будто улицы в различных городах бывшего Советского Союза, в том числе и в Москве, получили своё название в честь Сергея Образцова, созидателя уникального Арены кукол. Но на самом деле они были названы в честь его отца, Владимира Николаевича Образцова, человека популярного и талантливого во немало отношениях. К искусству он никакого отношения не имел, да и профессиональный выбор сына одобрил далеко не сразу, а сам снискал славу человека завлечённого и даже одержимого.
Купеческий сын
Владимир Образчиков. / Фото: www.mgsu.ru
В начале июня 1874 года в Николаеве в семейству купца третьей гильдии Николая Образцова случилось ликующее событие – на свет появился сын Владимир. Правда, судьба отмерила Николаю Образцову недлинную житье, он скончался, когда наследнику едва-едва исполнилось шесть лет. Но с уходом главы семья не бедствовала, так как у мамы была собственная шляпная студия, причём весьма успешная.
Махонький Володя учился блестяще, а по окончании Николаевской гимназии был даже награждён золотой медалью за выступающие успехи в учёбе. И с лёгкостью устроился в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который окончил в 1897 году с дипломом инженера-железнодорожника. И вся его дальнейшая житье была связана с железной дорогостоящий.
Петербургский институт инженеров путей сообщения. / Фото: www.wikipedia.org
Беспримерная увлечённость излюбленным делом Владимира Николаевича и жажда, как бы это пафосно не звучало, приносить пользу обществу, сделало из него выдающегося учёного. Выходец из купеческой семейства стал проектировать железные пути, заниматься наукой и преподавательской деятельностью.
Сразу после получения диплома он работал на стройке железных дорог, а уже спустя четыре года получил пункт преподавателя на кафедре начертательной геометрии и черчения в Московском инженерном училище. Но при этом продолжал предназначаться инженером, занимая место инженера техотдела Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Стоит отметить, что первым самостоятельным проектом Владимира Образцова сделалось переустройство станции Иваново, сделавшейся крупным транспортным центром.
У истоков создания МИСИ (сегодня Московский государственный строительный университет) стоял Владимир Образчиков. / Фото: www.poolmax.ru
Истина, в 1905 году его уволили за участие в забастовке, и лишь спустя восемь лет он возобновил сотрудничество с казёнными железными путями и сделался консультантом Министерства путей сообщения по ряду проектов крупных железнодорожных станций. И именно по инициативе Владимира Образцова в Москве отворилось новоиспеченное учебное заведение – среднее строительное училище, которое с годами вырастет до Московского инженерно-строительного института.
На благо края
Владимир Образчиков. / Фото: www.ratnik.tv
Владимир Николаевич любил свою профессию по-настоящему и видел в ней смысл своей жития. Он не ограничивался лишь одним видом деятельности. Владимир Образцов не только преподавал, разрабатывал проекты станций и узлов по всей краю, строчил научные труды, но ещё занимался исследовательской деятельностью, проводя много времени в экспедициях, а не довольствуясь представленными результатами разработок подчинённых.
Он деятельно участвовал в разработке проектов Северо-Печорской железнодорожной магистрали, собственно руководил изысканиями железнодорожной линии Усть-Сысольск – Ухта. А ещё занимался организацией сортировочных трудов и разрабатывал схемы эффективного взаимодействия всех служб железной пути между собой и их коммуникацией с другими видами транспорта.
Схематическая карта Северо-Печорской ж.-д. магистрали и здоровых ископаемых Коми АССР. / Фото: www.urdoma.info
Декламировать ТАКЖЕ: Зачем Сталин строил железную путь в зоне вечной мерзлоты и что из этого вышло >>
Владимир Николаевич занимал рослые должности в Наркомате путей сообщения, но никогда не оставлял дела наукой, инженерную и преподавательскую деятельность. Он был профессором сначала в Московском институте штатских инженеров, после – в институте инженеров железнодорожного транспорта, где возглавил созданную им самим кафедру «Станции и узлы», а затем сделался возглавлять факультетом «Эксплуатация железных дорог», появившегося по его инициативе в столичном институте инженеров транспорта.
Владимир Образцов одним из первых высказал предложение о создании пролетариев факультетов при вузах. Запоздалее, в 1936 году стал идеологом создания детских железных дорог, а затем занял место председателя Совета по содействию в их стройке. Владимир Николаевич ещё в 1930 году стал консультантом составления проекта Московского метрополитена, а сквозь пять лет активно включился в труд по его строительству.
Владимир Образцов. / Фото: www.wikipedia.org
В годы войны Владимир Николаевич трудился в комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов Урала для обороны края в Свердловске, занимался реконструкцией узлов, через которые проходили огромные потоки грузов для армии и фронта, за что получил две Сталинские премии. Но при этом он находил собственный вклад в дело защиты родной страны недостаточным, а потому на собственные сбережения приобрёл самолёт Як-1 № 1027.
Истребитель получил имя «Ртищевский железнодорожник», так как сам Владимир Николаевич немало поре и сил отдал реконструкции и расширению железнодорожного узла Ртищево. Самолёт получил Александр Лавренев, Герой Советского Альянса, истребивший на «Ртищевском железнодорожнике» 29 самолётов врага, в том числе 11 асов Геринга. К сожалению, отважный лётчик погиб в марте 1944 года в Крыму.
Декламировать ТАКЖЕ: Как русские пилоты, несмотря на серьёзные ранения, продолжали сражаться с противниками под небесами >>
Созидательная одержимость
Владимир Образчиков. / Фото: www.livejournal.com
Владимир Николаевич Образчиков верил, что занимается самым важным делом на свете. Его увлечённость граничила с одержимостью, однако она была созидательной, здоровой и перспективной. Он достоверно знал, что в будущем железные дороги смогут сделать его страну передовой и откроют множество возможностей для обитателей огромного Советского Альянса.
Он мечтал, чтобы сын продолжил его дело, но впоследствии гордился его достижениями на ниве искусства, хотя порой в шутку и называл его несчастливцем. Сергей Владимирович Образцов, народный артист СССР, впоследствии рассказывал, что отец всегда избегал пафосных слов и рослой патетики. Он сообщал о самых сложных вещах очень простым языком и всегда оставался скромным человеком, несмотря на места, которые занимал.
Владимир Образчиков. / Фото: www.rut-miit.ru
Владимир Николаевич видел перспективу и умел принимать ответственные, взвешенные решения. Его лепта в развитие железнодорожного транспорта весьма трудно переоценить. Его именем названы улицы в Москве и Ртищеве, в Николаеве, Иркутске и иных городах. Владимиру Образцову ещё в годы брани дали почётное звание генерал-директора движения 1 ранга, а перечисление всех регалий выступающего учёного-железнодорожника заняло бы не одну страницу печатного текста.
До сих пор его разработки находят своё применение, а имя академика Владимира Образцова и ныне выговаривают с уважением и благодарностью. Владимир Николаевич ушёл из жизни в ноябре 1949 года.
Сын Владимира Николаевича Сергей Образчиков сделался одним из самых известных режиссёров кукольного театра в мире, а его спектакль «Необыкновенный концерт» даже попал в книжку рекордов Гиннесса, как самый посещаемый. Великий кукольник наделял своих персонажей вполне человечьими чувствами. На сцене они хохотали и плакали, встречались, влюблялись и расставались. Сам же Сергей Владимирович всю жизнь любил лишь одну даму. Правда, женат был на двух.